Найти тему

Фокус на клиентах: как малому бизнесу выиграть конкуренцию у крупного?

Дмитрий Торшин, управляющий партнёр UpLift.Club, серийный предприниматель, эксперт по управлению бизнесом, стартапами, продуктовыми и проектными командами. Автор канала @realTorshin

Почему важно слышать клиентов

Помните, как в 2010-х вирусились шутки, что при любом запросе клиентов Сбера отправляли в отделение, в котором открывалась карта? Это наглядный пример, когда компания работала так, как удобно ей, а не потребителям.

А что насчёт возврата средств за покупку испорченного йогурта в супермаркете? Это целая история с письменным заявлением, экспертизой и долгим ожиданием. Проще забыть о потерянных 40 ₽ и купить новый.

Несмотря на очевидные проблемы, компании заявляют: мы клиентоориентированы — заботимся о клиентах и прислушиваемся к их желаниям. В реальности процессы строятся от бизнес-потребностей без учёта потребительских ценностей.

В такие магазины или банки обращаться не хочется. Проще выбрать похожее место с более комфортными условиями, даже если там выше цены.

Что такое клиентоориентированность

Клиентоориентированность — это умение определять потребности и желания клиентов, а затем от них строить рабочие процессы.

Это особенность, которая не ограничивается приветливыми менеджерами с вопросами «чем могу помочь?». Если потом для получения товара или услуги нужна масса дополнительных, сложных действий — это не клиентоориентированность.

Сбер прислушался к потребителям и начал строить клиентский сервис. От практики «где карту открывали, туда и идите» отказались. Теперь за перевыпуском можно обратиться в любой офис или заказать доставку курьером. Эту шутку даже обыгрывали в одном из рекламных роликов.

Вкусвилл придумал, как построить возврат испорченных товаров «от клиентов». В магазинах деньги возвращают сразу, даже если нет чека. И только потом разбираются, почему так вышло и как избежать подобного в будущем.

Мне очень нравится сервис Тинькофф — и это не реклама. У нас была ситуация, в которой ошиблись я и банк. Могли сэкономить на мне тысячу рублей, но компания отталкивается от потребностей клиентов. Поэтому они самостоятельно решили проблему в мою пользу.

Что это дало? Мою лояльность и приверженность. Я рассказывал об этой истории в своих блогах — так компания получила бесплатную рекламу на аудиторию > 100 тысяч человек.

Это пример настоящей клиентоориентированности, когда процессы выстроены от потребностей клиентов. Здесь во главу поставлены желания и удобство потребителей.

Важна ли клиентоориентированность в 2024 году

Важность клиентоориентированности доказывают исследования:

  • клиентоориентированные компании на 60% прибыльнее эгоцентричных организаций — Deloitte;
  • 97% потребителей уверены, что клиентоориентированность повышает лояльность — Forbes.

Фокус на клиентах повышает прибыльность. И не только из-за повышения продаж, но и из-за роста эффективности маркетинга. Лояльные покупатели возвращаются с друзьями, на привлечение которых тратится 0 ₽.

Хороший клиентский опыт — это конкурентное преимущество, особенно актуальное с типовыми продуктами. Если нет возможности улучшить товар или услугу, проявите заботу и сделайте сотрудничество комфортным. Покупатели готовы переплачивать, если уверены, что их проблемы будут решены.

Посмотрите на кофейни. У них типовой продукт и десятки конкурентов. Представим два заведения на соседних улицах:

  • В первой кофейне постоянный персонал. Бариста знаком со вкусами постоянных клиентов, предлагает подставку и любимые добавки. Вы заходите и говорите: мне как обычно. А если хотите открыть новые вкусы, бариста сделает всё возможное.
  • Во втором заведении текучка кадров. Бариста вас не знает и работает строго по технологическим картам. Каждый раз приходится объяснять, что хотите.

Первая кофейня — пример клиентоориентированного сервиса. Сюда хочется возвращаться, даже если стакан напитка стоит на 15-20% больше.

Почему не все компании клиентоориентированы

Если компания крупная, то стать клиентоориентированной сложно. Поэтому многие сохраняют средний сервис, если выполняются ключевые показатели.

Чтобы стать клиентоориентированным, надо перестраивать процессы — а это дополнительные расходы и часто не маленькие.

  • Нужно пересматривать KPI линейного персонала.
  • Справиться с текучкой кадров, потому что при постоянной смене персонала невозможно придерживаться единой философии.
  • Обеспечить работникам достойные условия, чтобы они могли отдаваться работе, а не думать о выживании.
  • Разработать новые алгоритмы и переучить персонал.
  • Тратить время и силы на анализ результатов, доработку сервиса по обратной связи.

Когда во Вкусвилл приняли решение возвращать деньги без чека, явно понимали, что будут желающие обмануть — и такие случаи точно были. Но приложив усилия, компания улучшила клиентский опыт и наверняка кратно окупила эти затраты.

Сложность перестроения доказывает ещё один пример из моего опыта. Недавно обратился в дорогую стоматологию для лечения дочери. Врачи ошиблись и менеджер хотел скинуть переделку на меня.

С точки зрения клиентоориентированности это провал. Но я понимал, что у менеджера свои KPI и он не может принять другое решение. Поэтому попросил, чтобы со мной связался директор.

Он перезвонил через 30 минут и рассказал, что рассмотрел ситуацию и клиника готова исправить проблему за свой счёт, просто у менеджера нет полномочий для таких решений.

Клиника идёт в правильном направлении, перестраивает процессы, поэтому некоторые вопросы директор решает сам. Это затратный путь, но в итоге компания преуспеет.

У крупных компаний высокий запас финансовой прочности — они могут себе позволить потерять 2-3 млн руб. на экспериментах. Но как быть малому бизнесу? Ведь даже небольшие потери могут сказаться на стабильности и жизнеспособности.

Поэтому небольшие организации и ИП оставляют всё как есть и не выделяются на фоне конкурентов. Однако, есть доступный подход — постепенный и без крупных вложений.

Как малому бизнесу стать клиентоориентированным, если это дорого и сложно

В интернете много инструкций, как стать клиентоориентированным. Предприниматели должны проанализировать аудиторию (это минимум), построить корпоративные стратегии, внедрить методики для измерения результатов и много всего другого.

Это сложно. Посмотрит владелец небольшого магазина, и подумает — вот попал, сколько всего нужно сделать. Начнёт работать по пунктам — неделю, две и больше. В итоге улучшение сервиса останется на бумаге. До дела не дойдёт, потому что для перестроения понадобится время и деньги.

Совет для малого бизнеса — начать с мелких шагов, а не глобальных изменений. Изучайте отзывы, общайтесь с клиентами, чтобы выявить потребности.

Если есть воронка продаж и на одном этапе «отваливается» много клиентов, разберитесь в причине. Пообщайтесь с отказниками и узнайте, почему они не перешли на следующий этап.

Придётся слушать критику, но со временем станет проще и работа с обратной связью станет обыденностью.

Начните общаться с клиентами, изучать отзывы и проводить интервью. Узнаете, как быстро улучшить сервис.

Никаких сложных схем и аутсорсинга дорогих специалистов. Чтобы эффект был уже на старте, ориентируйтесь на три критерия:

  • Отзывчивость. Реагируйте на просьбы по улучшению продукта или сервиса. Но не на единичные запросы, а на часто встречающиеся.
  • Прозрачность. Сделайте условия простыми, а продукты понятными. Чем дольше клиент разбирается, тем меньше шансов на его возвращение.
  • Удобство. Стремитесь к обслуживанию без заминок. Чтобы покупатели получали товары удобным способом, не ждали в очереди и т.п.

Например, владелец магазина никогда не думал о доставке товаров — клиенты всегда приезжали за заказами в магазин. Когда он начал работать с обратной связью, выяснил, что многим была бы удобна курьерская доставка.

Чтобы стать лучше, он заключил договор с курьерской службой. Бизнес стал удобнее для клиентов, выросло количество повторных покупок.

Стоит ли малому бизнесу тратить на это время

Налаживание производства и оптимизация затрат — первостепенные задачи для малого бизнеса. Но если немного времени уделять улучшению клиентского опыта, можно:

  • Сократить отток покупателей и увеличить процент повторных заказов.
  • Запустить сарафанное радио и сократить затраты на маркетинг.
  • Выделиться на фоне конкурентов, которые работают от своих потребностей.
  • Взращивать лояльных клиентов, которые останутся даже после повышения цен.
  • Получить положительные отзывы в интернете, которые повысят эффективность продвижения.

Так малый бизнес может выиграть конкуренцию у крупного, неповоротливого бизнеса. Возможно, лидером отрасли вы и не станете, но если заберёте пару-тройку крупных покупателей — уже хорошо.

Например, оптовым закупщикам может не нравиться, что у крупного производителя поставки согласуются 2-3 дня — не получается оперативно закрыть нулевые остатки на складе.

Предложите заказчикам согласование за 1-2 часа без проволочек и выиграйте конкуренцию. Главное, чтобы продукт не уступал в качестве и не был сильно дороже.

Ошибка становления клиентоориентированности

Полезно смотреть на воронку и анализировать этапы с высоким процентом отказов. Но не стоит на этом зацикливаться, потому что исправление одной ошибки может привести к росту отказов на следующем этапе.

Например, раньше от продукта отказывалось 70% клиентов после регистрации. Сделали триальный период на 30% — показатель снизился до 10%, но на следующем этапе вырос с 5% до 55%.

Голых цифр недостаточно, нужно изучать потребности клиентов, пройти путь от первого контакта до сделки их глазами.

Ориентируйтесь на конечную целевую аудиторию. Иначе получится, что в мире предпринимателя всё красиво, но покупатель — конечная ЦА — смотрит на неё с другого ракурса.

В моей практике была финтех-компания, 90% аудитории которой — клиенты ниже среднего класса. А вот в команде — все выше среднего класса. Продукты были хорошими, но клиенты отваливались, потому что не нравилось качество. Я предложил посмотреть на путь по воронке глазами потребителя.

Взяли смартфоны на Android, открыли приложение и ужаснулись. Половина экранов не работала, всё было кривое и косое. Как только исправили и протестировали, процент удержания вырос. А если бы общались с клиентами и изучали обратную связь, то нашли бы проблему раньше.

Поэтому для малого бизнеса интервью — важный инструмент для улучшения сервиса. Понадобится только время и навык разговаривать. Первые идеи появятся уже через 10-15 бесед — остаётся выделить время на эту задачу.

Что прочитать о клиентоориентированности

  • «Клиенты на всю жизнь», Карл Сьюэлл и Пол Браун.
  • «Доставляя счастье», Тони Шей.
  • «Превосходя ожидания», Рик Баррера.
  • «Клиентология», Филип Грейвс.
  • «Выдающийся сервис, отличная прибыль», Леонардо Ингильери и Мика Соломон.