Найти тему

Ситуация на рынке тяжёлых шасси. Интервью с топ-менеджером Челябинского механического завода

После февраля 2022 года на рынке возник дефицит тяжёлых шасси для не связанных с обороной отраслей, в том числе добывающих. О ситуации с шасси рассказал председатель совета директоров ОАО «Челябинский механический завод» Пётр Вагин Специализация Челябинского механического завода — краны на автомобильных шасси высокой проходимости, в том числе на тяжёлых колёсными формулами 8х4 и 8х8, которые серийно выпускают два российских автозавода — КАМАЗ и «Урал». Автокраны высокой проходимости особенно востребованы в добывающих отраслях и энергетике. Работать с такими шасси сложнее, чем с дорожными, из-за монтажной высоты и ограничений полной массы и нагрузок на оси, но ЧМЗ — один из лучших специалистов в этой области. Ситуация с доступностью шасси «Мы используем шасси КАМАЗ-6560 8х8, 63501 8х8, 6540 8х4 и 65201 8х4, а также «Урал-9593» 8х8 и «Урал-532362» 8х8, — рассказал Пётр Вагин. — Но доступность шасси со временем не улучшается, скорее наоборот, стала хуже, чем была в прошлом году. Не могу назвать точную причину этого явления. И единственный выход в этой ситуации — не принимать заказы, не брать на себя заведомо невыполнимые обязательства, чтобы не попасть под договорные санкции. Тем более что сами автозаводы (КАМАЗ и «Урал») предупреждают о необходимости предварительного согласования поставок шасси». [bnr_240x400-2_mobile] В 2022 г. с уходом западных партнёров, в том числе Cummins и ZF, возник значительный дефицит шасси, но КАМАЗ в течение года выправил ситуацию, и в следующий, 2023 год, краностроители смотрели с большим оптимизмом. Однако, по выражению представителя ЧМЗ, стало «непредсказуемо плохо». «Причины могут быть разные: от большого потребления шасси до длительного и сложного их производства, — пояснил Пётр Вагин. — Возможно, производство не справляется, не может сделать больше, потому что такие машины тяжелы в изготовлении. Например, на нашем заводе на обычный 25-тонный автокран уходит 18 рабочих дней от момента, когда мы начинаем резать железо, до того, как отдаём готовую машину заказчику. А на тяжёлую машину уходит 43 рабочих дня, фактически два календарных месяца. Проще 2,5 лёгких машины сделать, чем 1 тяжёлую». «Я не возьму заказ и не начну резать железо, пока шасси не будет у меня в руках, — продолжил специалист. — Скажем, запрашиваю у автозавода 10 шасси, а мне отвечают, что в этом месяце не 10, не 7–8, и даже не 3, а вообще ничего не будет. Как можно планировать в таких условиях?» Российский подход Российское краностроение отличается от мирового ориентацией на массовый продукт с минимальной себестоимостью — кран на серийном автомобильном шасси. Это наследие советской экономической модели, ориентированной на экономию ресурсов, а не на инвестиционную эффективность. Исходя из этой парадигмы, крановую установку проектируют так, чтобы её можно было монтировать, не внося изменений в конструкцию шасси. «Если машины серийные, то крановые установки давно адаптировали под шасси, получили все необходимые сертификаты, одобрения, — пояснил Пётр Вагин. — У каждого пути есть плюсы и минусы. Преимущество этого — ремонтопригодность. Если у тебя серийное шасси, все водители умеют на нём ездить, механики — ремонтировать, есть полный склад запчастей. А это значит, что проблем с эксплуатацией не будет. При необходимости можно посетить сервис КАМАЗа или «Урала», которые работают по всей территории страны и всегда есть в местах крупного скопления техники. Сломалось шасси — подогнал — сделали». А что с китайскими шасси? Китайские заводы выпускают тяжёлые шасси с односкатной ошиновкой для своих вооружённых сил, но они только сейчас начали появляться на рынке России, и у ЧМЗ пока нет опыта работы с ними. «Китайские автозаводы не были готовы к техническим заданиям наших северян, которым нужны односкатные шасси с хорошим профилем, — подчеркнул Пётр Вагин. — Такую машину начал делать совместно с китайцами «Ивеко-АМТ», но очень уж она дорогая». 60-тонник на СТТ Expo ЧМЗ в очередной раз подтвердил своё превосходство в автокранах высокой проходимости на выставке СТТ Expo 2024. «Мы первыми в России посадили 60-тонную крановую установку на КАМАЗ-6560, — сказал в заключение топ-менеджер завода. — Мы сделали автокран как лего: он разбирается и может передвигаться по дорогам общего пользования, не превышая разрешённых нагрузок на оси. У крана отстёгивается стрела и задняя балка, после чего он соответствует законодательным требованиям по весу и габаритам. Эту машину мы привезли на выставку, чтобы показать и проверить, правильно ли мы понимаем наших покупателей». Редакция Экскаватор Ру