В Калининградской области и Москве уже строят две фабрики по производству литий-ионных аккумуляторов, которые должны решить вопрос насыщения отечественного рынка батареями для электротранспорта До 2022 года отечественный литий-ионный рынок был избалован аккумуляторами известных европейских брендов. Антироссийские санкции заставили пересмотреть потребительские предпочтения — привычных ранее поставщиков пришлось заменить компаниями из Китая и Южной Кореи. Стали больше обращать внимание и на отечественных производителей. Свинцово-кислотные или литий-ионные? Свинцовые батареи были изобретены более 150 лет назад, технология их производства отлажена и досконально изучена. Доля свинцово-кислотных аккумуляторов на российском рынке по-прежнему довольно велика. Однако новые батареи из Европы уже практически не поставляются, а их запасы на российских складах не бесконечны. Что-то попадает в страну по параллельному импорту, но цена у этой продукции стала значительно выше. Произведённых же в России свинцовых аккумуляторов не хватает для насыщения рынка. Первые коммерческие литий-ионные батареи были выпущены компанией Sony в 1991 году для мелкой бытовой техники. В то время, конечно, не могло быть и речи, чтобы использовать их как источник питания для складской техники. Но прогресс не стоит на месте, сейчас разница у них со свинцово-кислотными аккумуляторами примерно такая же, как у современной электрички с паровозом. Литий-ионная батарея окупается за 2–3 года Есть мнение, что санкции подстегнули рынок более активно переключаться с устаревших свинцово-кислотных батарей на литий-ионные АКБ. Однако наш эксперт, коммерческий директор LIMGARD Павел Паюсов, считает, что дело не столько в санкциях, сколько в темпах развития электротехники в стране мировых технологий, что позволило снизить цены на литий-ионные батареи. Если раньше клиентов смущала двойная разница в стоимости, то теперь она не столь существенна. [bnr_240x400-2_mobile] По сравнению со свинцовыми батареями они служат втрое дольше, заряжаются гораздо быстрее и не нуждаются в специальном обслуживании. За 2–3 года работы при многосменном режиме литий-ионную батарею, установленную на складскую технику, удаётся полностью окупить. У литий-ионных АКБ есть и другие преимущества. Представитель российского производителя «Силант», с которым мы побеседовали на СТТ Expo 2024, подчеркнул, что данный вид батарей не требует отдельной зарядной комнаты, не выделяет паров в процессе работы и подразумевает дробный заряд. То есть, условно говоря, оператор может перед уходом на обед воткнуть батарею в зарядку, а по возвращении сразу приступить к работе на новом заряде. Что очень удобно. Китай впереди планеты по производству АКБ — Основным поставщиком АКБ является Китай, это страна N 1 в мире по разработке и производству батарей. Россия с Китаем в хороших отношениях, так что проблем с поставками батарей на наш рынок нет. Санкционные вопросы больше касаются оплат через банки Китая, но и это решается, — заметил Павел Паюсов. За 2023 год производство литий-ионных аккумуляторов в Китае выросло на четверть. Общий объём продукции превысил 940 гигаватт-часов (ГВтч) на сумму около $200 млрд. Это в 10 раз больше, чем в Соединенных Штатах, которые являются вторым по величине производителем. В последние годы на российский рынок хлынуло большое количество китайской складской техники с уже встроенными литиевыми батареями. Поставлять технику без батарей китайцы не хотят, защищая таким образом своих производителей. Будут свои фабрики Но, конечно, не Китаем единым жив рынок АКБ. Для удовлетворения спроса в России строят две фабрики по производству литий-ионных аккумуляторов, они будут располагаться в Калининградской области и Москве. Обе фабрики будут выпускать по 50 тысяч на 4 ГВтч. Есть также идея совместно с «Росатомом» построить аналогичное предприятие в Беларуси. Предполагается, что возведут завод на территории одной из свободных экономических зон или в индустриальном парке «Великий камень». Аккумуляторы совместного производства позволят Беларуси участвовать в тендерах на территории России. — Другой вопрос: готовы ли сейчас склады и площадки к массовому переходу на электричество? Для зарядки техники (особенно быстрой) требуется достаточно много электроэнергии, — заметил Павел Паюсов. Что делать, чтобы тяговая батарея прослужила дольше и эффективней? — Рынок литиевых батарей у нас начал активно развиваться с 2018 года, и те первые батареи, что были завезены в Россию, все ещё работают, их деградация пока ещё минимальная. Так что достаточно опыта пока не накоплено. Но общеизвестно, что для литиевой батареи идеальные условия зарядки — в диапазоне от 20% до 90% и нужно стараться избегать рваного цикла, — заметил наш эксперт. — Это позволит увеличить эффективность и долговечность батареи. Беспокоит и утилизация литий-ионных батарей. Утилизационный сбор поднимают регулярно, но ни одного завода по переработке литиевых батарей пока не появилось. Это проблема, которую нам придётся решать в будущем. Не только литий, но и натрий Литий-ионная технология — самая распространённая и освоенная, но не безальтернативная. Суперконденсаторы, натрий-ионные аккумуляторы, гравитационные накопители — разработок в этом направлении довольно много. Китайская компания CATL, которая считается крупнейшим в мире производителем аккумуляторов, начала массовое производство батарей SIB (натрий-ионные аккумуляторы). Их уже устанавливают в бюджетные электромобили. В России и Беларуси также проводятся исследования в этом направлении. В Академии наук РБ работают над созданием натрий-графеновых аккумуляторов и предполагают, что на натрии можно обеспечить мощность, ёмкость и прочие необходимые параметры в 2,5–3 раза выше по сравнению с литием. Но, конечно, говорить о массовом производстве таких аккумуляторов ещё очень рано. Автор: Сергей Малиновский
Рынок складской техники в России переориентируется на литий-ионные тяговые батареи
13 июня 202413 июн 2024
2
4 мин