Авраамические религии традиционно начинают с мирной проповеди. Первые христиане проповедуют в Римской империи, Магомет в Мекке. Разве что Моисей, который нам известен только по литературным источникам, сразу начинает метать громы и молнии.
И эти страницы адепты соответствующих религий всегда поднимают на щит, показывая миролюбивость и человеколюбие своей религии. Мол, это мы были гонимы и изгоняемы.
Есть одна проблема и её очень метко подметил бывший дьякон РПЦ Андрей Вячеславович Кураев: "Когда Церковь в меньшинстве - она выступает за свободу совести. Когда в большинстве - за ограничения". Не уверен в дословном цитировании, но эта мысль в его выступлениях даже до опалы проскальзывала достаточно часто.
И по истории авраамических религий мы это более, чем явно видим. Чем больше власти получает религиозный институт, тем меньше он церемонится с инакомыслием.
Можно это проследить на примере нашей собственной Русской Православной Церкви.
3-век нашей эры. Церковный приказ Рима (для непонятливых - тогда никакого разделения не было и это тоже история православия) указывает, что христианину запрещено под страхом отлучения от Церкви приводить в исполнение смертные приговоры. Более того, запрещено обвинять человека, если это обвинение может привести к его казни или тяжёлому телесному наказанию.
4-ый век нашей эры. На первом Вселенском соборе принимается решение о допустимости казни через сожжение за хранение еретической литературы.
В дальнейшем, в Византии различные казни еретиков активно практикуются. Как впрочем и во всём остальном христианском мире.
1227 год. Первая упоминаемая в русских летописях казнь через сожжение в Новгороде. Казнили 4-х языческих волхвов.
1411 год. Упоминание в летописи о сожжении в Пскове 12-ти женщин, за колдовство.
1438 год. Упоминание в летописях закона (со ссылкой на более ранние документы), по которому за вероотступничество и ересь полагается сожжение на костре или зарывание живьём в землю.
1504 год. Упоминание в летописи о сожжении заживо неизвестного количества еретиков, придерживавшихся "ереси жидовствующих".
Кстати, во многих случаях инициаторами казни выступают люди, причисленные к лику святых - новгородский архиепископ Геннадий, игумен Иосиф Волоцкий.
1649 год. Соборное уложение - предусмотрена казнь через сожжение за вероотступничество. Того, кто склонит православного к уходу из православия. И за "хулу на Бога, Богородицу, святых, Крест Господень".
Как понимаете, что является хулой, а что не является остаётся полностью в руках обвинителя. И под данную статью можно подвести любое непочтение к Церкви. Причём ответственность за данную статью предусматривается вне зависимости от вероисповедания обвиняемого.
И да - этот закон приводился в исполнение.
Иностранцы о тех временах пишут следующее: "Ересь наказывается огнем. Еретик выходит на кровлю небольшого домика и оттуда спрыгивает во внутренность; на него бросают солому с лучинами; пламя скоро задушает его".
1667 год. Церковный собор принимает положение о казни старообрядцев. Уже даже не еретиков, а точно таких же православных, не признавших новую власть.
В 1682 году вместе с тремя сподвижниками сожжён протопоп Аввакум.
1682 году, после создания Славяно-греческой академии, в которой прежние законы о казнях были обобщены. В общем виде смертной казнью каралось вероотступничество и склонение к таковому, богохульство, ересь.
70-ые годы 18 века - официально последняя казнь за церковные преступления в России.
А вот Уложение 1845 года предусматривает уже более мягкие наказания. Ссылка, порка (правда тогда без проблем пороли и до смерти), каторга, лишение имущества. И было указано целых 77 статей, относящихся к религии, за которые могли последовать подобные наказания.
Вот я думаю - совпадение ли, что в это время активно шло развитие науки, атеистической мысли и ослабление власти Церкви? У нас, само собой, оно шло тяжело и медленно.
Кроме уголовных наказаний церковные деятели проталкивают запреты и даже сожжение книг. Разгромы выставок. Запреты на деятельность учёных - ну тех, чьи исследования слишком "не бьются" с Библией.
2 февраля 1918 года. Легендарный декрет "О свободе совести, церковных и религиозных обществах". Процитирую одно из его положений:
"Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не
исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой
веры, отменяются".
То есть то, что каждый из нас воспринимает, как норму. И это дали нашей стране, не поверите, атеисты. Право не быть казнённым за свои убеждения.
Ну ладно, может это какое-то дикое средневековье и Церковь чему-то научилась?
Увы. Не видно такой тенденции. В 90-ые годы освобождённая от "страшного ига КГБ" Русская Православная Церковь ведёт себя крайне миролюбиво. Призывы к миру, диалогу, дискуссии.
Всё очень культурно.
Правда в 2012 году когда к православным верующим себя стали причислять больше 2\3 населения вдруг появилось дело "Пуси-райт". В котором за преступление, где не было пострадавших и не был нанесён вред имуществу, участники были приговорены к 2 годам заключения.
Для сравнения, 1,5 года получил зачинщик массовой драки, результатом которой стали разбитые стёкла магазина и 7 повреждённых камнями автомобилей. А также телесные повреждения средней степени тяжести.
В 2013 году "оскорбление чувств верующих" (ну то есть то, что раньше считалось "хулой на Бога") становится уголовным преступлением.
С 2012 по 2015 год идёт расцвет так называемого "православного активизма". Молодые и не очень люди нападают на людей, устраивают акции и травлю.
Потом процесс стихает. Как можно увидеть, в этот период некоторые активисты, например Энтео начинают выражать протесты не только против "богомерзкой ереси", но и против действующей власти.
Церковь переходит на "внутренние ресурсы" и в массовом порядке появляются процессы по снятию сана, церковным наказаниям, отлучениям. Но, как понимаю, ресурса для активной внешней борьбы откровенно не хватает.
Оно и понятно - даже официальные опросы показывают, что церковная паства просто вымирает по естественным причинам, а новые люди, особенно молодые, в Церковь приходят крайне неохотно.
И, боюсь, именно это хранит нас от восстановление уголовных статей за богоотступничество.
Кстати, РПЦ совсем не образец жестокости. Католическая церковь, протестантские деноминации и, храни меня жизнь столкнуться, ислам - делали то же самое с ещё большим размахом.
Начиная от уголовного преследования еретиков и иноверцев, заканчивая религиозными войнами.
И ответ на вопрос, почему религиозные институты творят жестокость, казни и запреты будет крайне простым - потому что могут.
Это вопрос не морали, не содержания религии и её священных текстов.
Это просто дело физических возможностей.
Если религия может казнить инакомыслящих - она будет это делать. Без особых угрызений совести и оправдывая всё спасением душ неразумных людей. А на деле - для удержания и утверждения власти.
И вот тихий вопрос - а вы уверены, что подобные институты могут являться моральными авторитетами?
P.S. То, что не могу сказать здесь, я говорю на ТГ-канале НЕдуховный наставник.
Мои статьи на ту же тему:
Бесстыдная ложь. О том, почему религиозные аргументы многим кажутся такими убедительными.
Клиническая смерть. О банальном и очевидном противоречии данного состоянии и связанных с ним домыслов.
Фэны и фаники. Или немного о сути религии.