Христианин: «Отец, мои многолетние поиски утомили и иссушили мое сердце. Мне очень тяжело».
Старец: «А что ищешь ты, чадо моё»?
Христианин: «Я ищу мудрости».
Старец: «Когда-то мудрый сказал, что во многом знании много печали. Но это и есть ключ к пониманию того, что ищешь ты».
Христианин: «Я не понимаю тебя».
Старец: «Некоторые говорили, что знание – сила. Другие, что знание дав человечеству власть над природой, победив многие болезни даст и власть над смертью. Знание возвысит человека, привьет ему высочайшую духовную культуру и сострадание не только к себе подобным, но и ко всем остальным живым существам. Ибо "сострадание к животным стоит в такой тесной связи с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток к животным, тот не может быть добрым человеком"*. Ещё они говорили, что всё чёрное и злое, что есть в человеке проистекает от его незнания и невежества. Говорили они и о том, что знание – это свет, просвещающий всякого человека прикоснувшегося к этой бесценной и бездонной сокровищнице».
Христианин: «А разве это не так»?
Старец: «Всё это так. Они просто не сказали о другой стороне знания. Знание не только несёт в себе много печали, но оно способно убить самого носителя знания. Печаль знания, вот, что не было сказано ими».
Христианин: «Ты говоришь странные вещи. Объясни, пожалуйста».
Старец: «Способность познания человеком себя и мира рождается из страдания или сострадания. Это первично. Восхищение и удивление миром или человеком, только следствие этого. Это философия. Любовь к мудрости. Когда люди утратили живого Бога, остались среди них те, кто полюбили мудрость. Но они не были уже мудрецами. Они стали любомудрами. Любовь к Софии, как и всякая любовь от человека, есть то, что и свойственно влюблённому – восхищаться и удивляться красоте и гармонии этого мира. Так стало расти и ширится знание. Оно не сделало людей ни более счастливыми, ни более прекрасными, ни более добрыми, так как было утрачено то, что наполняло живым духом это «древо познания».
Христианин: «Не понимаю тебя».
Старец: «Истинная мудрость - есть смиренное, с благодарностью принимаемое страдание. Она же рождает в мудреце и сострадание ко всему что живет и движется. Я прожил долгую жизнь и вот, что удивительного я обнаружил в ней. Я не видел по-настоящему счастливых людей за исключением тех, кто обрёл этот удивительный, но мало кому нужный дар. Здесь скрыта и тайна искупительной жертвы Господа Иисуса Христа».
Христианин: «Прости меня, но получается какой-то абсурд. Я и так страдаю, куда же больше страдать. Неужели естественное стремление всего живого избегать всеми возможными и невозможными способами страдания... ошибочно? Неужели хирург, смягчающий тяжкие страдания больного, оказывается далеким от мудрости данной ему в знаниях своего удивительного искусства и науки»?
Старец: «Прости меня дорогой человек если я невольно оскорбил тебя, но ответь мне честно, ты что предпочитаешь кушать»?
Христианин: «Я обычный горожанин и естественно питаюсь тем, что продают в магазинах. В праздничные дни, я кушаю и мясо, и рыбу, колбасу и сыр. В целом всё то, что кушают и обычные люди».
Старец: «А зачем или для чего ты кушаешь»?
Христианин: «Что за нелепый вопрос? Конечно же, что бы жить или если угодно продолжить свое биологическое существование».
Старец: «Верно. Значит получается, что для того чтобы мы жили кто то должен умереть и пострадать для нас или за нас. Колбаска ведь не из воздуха берётся. Люди по невежеству назвали это борьбой за существования, где выживает сильнейший, пока не принялись за себе подобных. Так увеличилось число вольных и невольных страдальцев. Вся грешная жизнь стоит на том, чтобы кому-то хорошо жилось, кто-то должен умереть или страдать. И это дорогой, распространяется как на бурёнку, так и на жертвы убиваемых в утробах материнских. Или, предположим, пропал человек, родные ищут его, бегают, волнуются, а он просто стал жертвой для какого-то человека, потому что последнему чтобы жить понадобилась, ну предположим его печень или селезёнка. Примеров можно приводить бесконечное множество. От червяка на удочки, до массового истребления людьми друг друга в бесконечных войнах. Главное, если ты правильно понял меня, пойми, что если ты ищешь мудрости…прими с истинным смирением, духовным рассуждением и благодарностью к Господу – страдания. «Не может зерно принести плода, если не упадёт в землю и не умрёт» - так Он сказал. Тогда-то ты и обретёшь мудрость. И родит она всем ищущим её матерь добродетелей – великую жалость и со-страдание всему, что живет и дышит. И тогда-то ты с благодарностью примешь жертву младших братьев твоих, невинных в природе. Тогда-то ты в полноте и познаешь все величие – жертвы за всех нас Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и... обретёшь истинную мудрость».
Примечание:
*А. Шопенгауэр «Об основе морали»