Найти тему

Страх высоты надо преодолевать

   Страх высоты надо преодолевать
Страх высоты надо преодолевать

О пути в профессию, фильме-талисмане и о том, почему порой даже полковников авиации бьют пятой точкой о нос самолета, рассказали сургутским ученикам школы № 19 и лицея имени генерал-майора В. И. Хисматулина летчики пилотажной группы «Русские витязи».

Летать не страшно, страшно падать…
Авиационная группа высшего пилотажа «Русские витязи», прибывшая на 430-летие Сургута, встретилась с городскими школьниками. Это не первая встреча: в 2022 году сургутские ребята уже имели честь пообщаться с пилотами легендарной группы.
– Очень верим, что сегодняшняя встреча не последняя и «Русские витязи» станут постоянными гостями в нашем городе, потому что для детей это очень важно, – сказала заместитель директора департамента образования Ольга Иванова. Кстати, один из выпускников лицея имени Хисматулина после такой встречи определился с выбором профессии, и сегодня он курсант Челябинского высшего военного авиационного краснознаменного училища штурманов.
Командир пилотажной группы «Русские витязи» Андрей Алексеев отметил, что Сургут – единственный город России, после Москвы, где они побывали уже четыре раза. И во второй раз встречаются с учащимися города. Для пилотов, признался Алексеев, такие встречи с подростками важны. Разговор, как правило, получается откровенным, честным, интересным.
Вот и в этот раз учащиеся буквально засыпали пилотов вопросами: почему выбрали военную авиацию, что такое страх высоты, о первом полете и любимых фильмах.
– Вы знаете, по-моему, лучше фильмов, которые снимали в Советском Союзе, про профессию нет. Потому что они про авиацию, про чистые человеческие взаимоотношения, про настоящую мужскую дружбу, патриотизм, любовь к Родине. Мы сотни раз смотрели фильм «В бой идут одни «старики», прекрасно знаем, какие там изъяны, неточности, но, каждый раз пересматривая, находим что-то новое. Он как талисман для нас. Песню из этого кинофильма мы поем часто, оказалось, есть у наших ребят хорошие голоса, а еще кто-то играет на гитаре и на баяне, – ответил Андрей Алексеев. Как ни парадоксально, но летчики тоже боятся высоты. Во всяком случае участники пилотажной группы откровенно признаются: надо просто уметь себя преодолевать.
– Страх – защитная функция организма. Другое дело, если боязнь высоты отсутствует от слова совсем. Тут уже нужны консультации психиатра. А в целом, летать не страшно, страшно падать… – то ли в шутку, то ли всерьез заявил полковник Олег Ерофеев. Кстати, о падениях. Наших собеседников бог миловал, а вот их коллегам приходилось в критических ситуациях катапультироваться.
– Конечно, ничего хорошего в этом нет, но тем не менее такой способ спасения жизни летчика предусмотрен. Потому что самое дорогое в системе «летчик – самолет» именно летчик-испытатель. Жизнь человеческая бесценна. Что касается средств спасения, то нам в этом плане есть чем гордиться. Наше кресло-катапульта признано лучшим в мире даже западными странами. Оно вытаскивало летчиков из таких ситуаций – буквально вытягивало их, – из каких западные кресла не в состоянии были это сделать, – добавил Олег Ерофеев.


О традициях и регламенте
В профессию военного летчика приходят по-разному. Дорога открыта далеко не каждому, и дело не в сложности сдачи экзаменов, а физическом состоянии абитуриента. Юноша, мечтающий покорить небо, должен обладать безупречным здоровьем. Многие из собеседников выросли в семье военных, распорядок гарнизонной жизни, ее особенности для них с раннего детства были нормой.
– Я вырос в гарнизоне. Помню, сбегал с уроков, чтобы увидеть, как взлетают и садятся истребители. Потом убегал от сторожевых собак с КПП, которые рвали мне штаны. Но это не помешало стать военным летчиком, – рассказал майор Александр Ивашкин. Конечно, родители желали своим чадам иной судьбы. Однако не давили и не отговаривали, когда сыновья сделали свой выбор.
– Как-то выполняли тренировку группой в станице, где живет моя бабушка. После выступления она с дедом приехала на КПП, я вышел, и бабушка кинулась ко мне: «Боже, внучек, на шо мы тебя выучили!» Рассказали пилоты и о своих традициях, ритуалах и неписаных законах. Как оказалось, представители героической профессии тоже не лишены некоторого суеверия.
– У нас есть такая традиция, которая касается летчиков, впервые вылетающих в самостоятельный полет. Она же касается и тех, кто переучивается на новый тип самолета. И те и другие поначалу летают на двухместном самолете с инструктором. Налетав определенные часы, они совершают первый полет самостоятельно. Когда пилот приземлится, его, прямо со стремянки, не дав ступить на землю, подхватывают коллеги. Нет, нет, не подбрасывают, а пятой точкой бьют о нос самолета. У нас даже переучивались уважаемые полковники, и с ними проделывали то же самое, – добавил подполковник Владимир Кочетов. Жизнь военных летчиков – строжайший распорядок, дисциплина и жесткий регламент. Даже в кабину истребителя пилот садится, пройдя несколько предварительных регламентированных этапов.
– Бывает, что решаешь, что один из этапов необязательно выполнять, потом летишь в самолете – и такое ощущение, будто гуляешь без штанов! – признался Александр Ивашкин. То, что наши военные самолеты впереди планеты всей, – бесспорно! А чем наши пилотажные группы лучше зарубежных?..
– Вопрос философский, неоднозначный. В мире немало пилотажных групп, у каждой свой почерк, свой стиль, говорить, что одни летают лучше, другие хуже – нельзя, – утверждает Андрей Алексеев. – Если говорить о нашей пилотажной группе, мы больше показываем возможности самолета в плане маневрирования с малыми радиусами, с малыми высотами. Весь комплекс завязан в такой клубок, что мы от зрителя далеко не уходим. А у американских пилотов, к примеру, другой почерк: они работают в основном на перестроении. Но хочу отметить, что для каждого летчика, на каком бы самолете он ни летал, это большая гордость. К своим машинам мы всегда относимся с трепетом и большим уважением.

Читать в источнике