САМООТВЕРЖЕНИЕ
Отречение от мира предшествует последованию за Христом. Второе не имеет места в душе, если не совершится в ней предварительно первое.
Хотящий получить небесную премудрость, должен оставить свою собственную, земную, как бы она велика ни была, отречься от нее, признать ее, какова она и есть, буйством.
Внимательная молитва требует самоотвержения, а на самоотвержение решаются редкие.
Послушание, самоотвержение и смирение суть те добродетели, на которых зиждется преуспеяние в молитве.
Без самоотвержения человек не способен к вере; его падший разум противоборствует вере, требуя дерзостно отчета у Бога в Его действиях и доказательств в открываемых Им человеку истинах; падшее сердце хочет жить жизнию падения, к умерщвлению которой стремится вера: плоть и кровь также хотят жить жизнию своею, жизнию тления и греха.
У верующего во Христа обнажен против чувств сердечных меч Христов, и он насилует свое сердце, посекая мечом послушания Христу не только явные порочные стремления, но и те стремления, которые, по-видимому, кажутся добрыми, по самой же вещи противоречат евангельским заповедям.
Отвергнись себя, и отдайся Богу, да творит с тобою, что хочет.
Смерть и погубление, которых от нас требует Бог, состоят не в уничтожении существования нашего: они состоят в уничтожении самолюбия, соделавшегося как бы нашею жизнию.
Что значит погубить душу свою ради Христа и Евангелия, что значит ненавидеть душу свою? Это – познать и признать падение и расстройство естества грехом; это – возненавидеть состояние, произведенное в нас падением, и умерщвлять его отвержением поведения по своим разумениям, по своей воле.
Только те, которые свергли с себя узы мира и предали себя в истинное и исключительное служение Богу, могут открыть в себе плен свой свою вечную смерть. I
Для спасения души соделалось совершенною необходимостью погубление души; для спасения себя сделалось совершенною необходимостью отречение от себя, от своего падшего «я», несознающегося в падении.
Облекаться во образ Небесного Человека, облекаться в Господа Иисуса Христа, всегда носить в теле мертвость Господа Иисуса Христа, значит не что иное, как постоянно умерщвлять в себе плотское состояние постоянным пребыванием в евангельских заповедях.
Грех, при посредстве которого, совершилось наше падение, так объял все естество наше, что сделался для нас как бы природным: отречение от греха сделалось отречением от естества; отречение от естества есть отречение от себя.
Кто хочет быть истинным христианином, то есть, уверовать во Христа, усвоить себе Христа, и быть усвоену Христом: тот должен отречься от себя.
Начало самоотвержения – в уме: покорившись Христу он постепенно приведет к этой блаженной покорности и сердце и тело.
По умерщвлении безумной, мечтательной, на самом деле несуществующей жизни, может явиться истинная жизнь с преизобильным ощущением существования, – жизнь в Боге.
Взятие креста своего, то есть, благодушное терпение скорбей, основывается на самоотвержении. Без самоотвержения оно невозможно. Самоотвержение основывается на вере во Христа. Этот закон духовный предъявлен Христом.
Господь возводит нас к высшему преуспеянию по тесному пути самоотвержения и смирения.
...................................
Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского
https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-ignatija-episkopa-kavkazskogo-i-chernomorskogo/154