Почему вандалы так любят Рембрандта? Его картины буквально притягивают людей с неуравновешенной психикой. Особенно их будоражит полотно «Ночной дозор», написанное живописцем в 1642 году. На него покушались трижды за историю. Но больше всего испытаний выпало на долю другого рембрандтовского шедевра.
15 июня 1985 года в Эрмитаже знаменитая «Даная» подверглась нападению сумасшедшего, который дважды ударил полотно ножом и облил кислотой. Вандалом оказался житель Литвы Бронюс Майгис, который таким вот способом протестовал против вхождения республики в состав СССР в 1940 году. Впрочем, этот мотив можно поставить под сомнение, ибо литовец был классическим шизофреником, и этот диагноз подтвердила потом представительная экспертиза, признав Майгиса невменяемым.
Его поместили на принудительное лечение в специализированную больницу, а с распадом СССР выпустили и предоставили самому себе. Однако жизни на воле у вандала не вышло, и с 2010 года он навсегда прописался в маленьком литовском городке Утена в доме престарелых.
Журналист «Комсомолки» Галина Сапожникова разыскала Майгиса в 2020 году и попыталась взять интервью. Но 83-летний старик проявил недюжинную прыть, бегая от журналиста по коридорам заведения, как черт от ладана. Жив ли он в настоявшее время, неизвестно. Да и вряд ли это интересно.
Гораздо большего внимания заслуживает восстановление «Данаи», которое растянулось на долгие 12 лет. Группа реставраторов сумела ее «починить», хотя в среде искусствоведов до сих пор идет вялотекущая дискуссия о том, стоит ли считать обновленную «Данаю» восстановленной картиной, или оригинальное полотно утрачено навсегда, а реставраторы явили миру качественно выполненную копию.
Отчасти сторонники того, что «Даная» утрачена, правы, ведь кислота полностью уничтожила центр картины. Ее воссоздали нейтральным «тонированием» по методике итальянской школы реставрации. Обычно такой метод считают неприемлемым, «новодельным», но в данном случае выбора не было. Государственная комиссия приняла решение восстанавливать «Данаю» этим компромиссным способом, хотя раздавались голоса консервации картины и помещения ее навеки в запасники Эрмитажа.
Как бы то ни было, сегодня «Даная» красуется в музее за бронированным стеклом, но специалисты единодушно считают, что «чудо живописной плоти» утеряно навсегда.