В первый раз историю про Русалочку я увидела в мультфильме Ивана Аксенчука 1968 года. Фильм вышел на киностудии «Союзмультфильм».
Дисней, японское аниме и чудесные художественные фильмы по этой сказке были позже. Я их люблю. Но с мультфильмом Аксенчука у нас особые отношения.
Почему?
Это сложно. И сам фильм сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Начинается всё в Копенгагене 60-х годов, который выглядит, как чёрно-белая фотография. То, есть, серым и скучным. По Копенгагену едет автобус с туристами. Туристы едва не переворачивают автобус, галдят, и даже забирают на сувенир колонну из музея. Потом приезжают на набережную. К памятнику Русалочке. В кадре появляется настоящая статуя из металла (да, на нарисованном фоне).
Начинается рассказ о Русалочке. Точнее сразу два рассказа. Одну историю рассказывает человек для людей, а другую - рыба для рыб.
И ты запоминаешь первую мудрость этого фильма: «Русалки есть, а любви нет.»
А потом на тебя обрушивается цвет и звук. Начинается сказка. Даже не сказка, а красивая средневековая легенда.
Мультфильм похож на ожившие витражи из какого-нибудь готического собора. Цветов немного, они простые и яркие.
Синий и белый, если ты во дворце русалок. Красный, оранжевый и чёрный, если в человеческом мире.
Сами герои тоже нарисованы в стилистике витражей. Они условные, но мы всё понимаем. Вот принц в ярко-красном. Будто язык пламени. Мы сразу знаем, что он храбрый и смелый. Вот принцесса в чёрном платье. Строгая и сдержанная.
Но главное-это лица главных героев. Белые. С огромными глазами. Кажется, что на этих лицах ничего и нет, кроме глаз. Это напоминает сразу и витраж, и икону.
Посмотрите на лицо Русалочки, когда она узнаёт, что принц должен жениться на принцессе. Вы всё поймёте. Без слов.
Что ещё мне здесь нравится, так это мрачный серьёзный тон. Фильм уважает своего зрителя, будь он взрослый или ребёнок. И не обещает счастливого финала. Забавных зверей -помощников вроде диснеевских Флаундера и Себастьяна здесь тоже нет. Зато есть кораблекрушение, в котором выживает только принц. Есть мрачный тёмный монастырь и послушницы в чёрных одеяниях. Здесь даже Бах звучит!
А ещё есть огромный котёл морской ведьмы. И страшное пророчество о том, как больно Русалочке будет ходить по земле. Ведьма здесь не злая. Просто честная. Очень честная. И она, наверное, не хочет, чтобы Русалочка ушла на землю. Больше того, ведьма знает, что будет дальше и предупреждает Русалочку, как предупреждала бы любящая родственница.
Но русалочка уже никого не слышит…
Мне нравится, как в мультфильме сделан финал. На палубу корабля набегает волна, Русалочка превращается в белый силуэт, похожий на призрака, и исчезает. Потом над морем ещё раз звучит её песня. Уже не ночью, как в начале, а на восходе. Из моря поднимается огромное оранжевое солнце, и паруса корабля окрашиваются в ярко-алый…
А потом мы возвращаемся в серый Копенгаген. К памятнику Русалочке. Сегодня я пересматривала этот мультфильм, чтобы написать блог. Оказалось, что в конце мультфильма нам озвучивают мораль. И даже две морали. В детстве я их благополучно пропускала мимо ушей…
Что во мне осталось от этого мультфильма?
Любовь к русалкам. И вообще ко всем волшебным существам. А ещё к средневековью. И даже к готике. Одновременно мрачной и праздничной. Разной. Любовь к красивым лирическим балладам. Даже если я не понимаю в них слов. Не важно. Я их чувствую.
Этот мультфильм для меня ещё и про то, что сказка не обязана быть весёлой или хорошо заканчиваться. Она должна просто быть красивой и честной.
Пересмотрев мультфильм сейчас, я понимаю, как много зависит от рассказчика.
Иван Аксенчук – удивительный рассказчик. Непохожий ни на кого.
Мультфильм прилагаю. Приятного просмотра, дорогой читатель!
P.S. Написано в рамках Летнего писательского марафона
Автор: natalya.lapshina
Источник: https://litclubbs.ru/posts/6818-rusalochka.html
Понравилось? У вас есть возможность поддержать клуб. Подписывайтесь, ставьте лайк и комментируйте!
Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.
Читайте также: