Этнограф, поэт, мастер фольклора народов Севера, хранитель традиций обских угров, кандидат наук,
руководитель окружной школы медвежьих игрищ Тимофей Молданов рассказал в прямом эфире югорчанам о жизни,
судьбе, творчестве и источниках вдохновения.
Виктория Шкляр
Тимофей Молданов вырос на культуре оленеводов, рыбаков и охотников, с детства любил фольклор и получил прозвище Сказки Ищущий Мальчик. Его бабушка была бригадиром оленеводов. Она каждый вечер рассказывала сказки, а Тимофей их записывал.
– Сказки я искал, потом в школе осознанно их рассказывал, записывал на бумагу, потом на магнитофон. Это было мое хобби, – говорит он.
Этнограф убежден, что в жизни детей обязательно должна быть сказка, потому что ребенок неосознанно копирует сказочного героя, его лучшие качества:
– У традиционного ребенка героями были охотники, рыбаки, во главе угла стояла экология. Во всех сказках и в медвежьем празднике важная роль отведена экологическому воспитанию.
Тимофей Молданов учился в Омске на ветеринара и начинал работать по специальности, когда познакомился с книгой Зои Соколовой о народах Западной Сибири «Путешествие в Югру», которая изменила его дальнейшую жизнь. После прочтения решил поступать на истфак в Тобольске, а затем работал в Белоярском окружном архиве.
– Потом в Ханты-Мансийске я открыл окружной фольклорный архив. Сейчас он при Обско-угорском институте прикладных исследований. Сегодня это учреждение может гордиться, что у него очень много записей из 90-х, 80-х,
70-х, потому что мы еще брали архивы с радио и из музеев. Сейчас все оцифровано, и архив вырос до депозитария.
Тимофей Алексеевич работал над раскрытием истории и традиций народов Севера. Первый его сборник назывался «Земля кошачьего локотка» – это расшифровки рассказов с хантыйского языка. В нем рассказывается о Юильске, а не о Казыме, как многие думают. Назван он так в честь казымской богини, появляющейся в образе кошки или утки.
– Сказки героические есть. У нас нет картин побоищ. Бьются, саблями режут – нет такого. У нас словами скажут: «Встали 300 молодых солдат» – это значит, они бьются. Описаний войны, сражений нет. Этим мы отличаемся от других народов. У манси то же самое, – поясняет он.
Тимофей Алексеевич – руководитель окружной школы медвежьих игрищ, ученики которой сначала изучают основы хантыйского языка в школе, а потом переходят к освоению песен. О школе знают даже за рубежом: в Финляндии, Японии. Сборники песен и монография «Сибирские ханты» изданы на японском языке.
По его словам, игрища – это традиционные обряды, состоящие из песен, являющихся элементом культуры пещерных людей, когда в ритуальных танцах охотились на животных.
– Эта традиция была у всех народов, где живут медведи. На сегодняшний день только у нас сохранилась в полном виде. Это комплекс обрядов по направлению души медведя на святые места и для реинкарнации муми-торум, – говорит Тимофей Молданов, в детстве которого игрища были под запретом, но традиция все равно сохранялась – обряды проводили по вечерам.
В работе школы Тимофей Алексеевич видит продолжение своего дела и сохранение культуры медвежьих игрищ. Сам он отвечает на вопрос о том, в чем видит цель, так:
– Конечно, вырастить певцов на медвежьем празднике. Я не хочу оказаться человеком последним, который пел. Не в том памятник, чтобы ты последний был.
Ближе познакомиться с работой и творчеством автора можно в группе «Пупи хот» в социальной сети «ВКонтакте», где Тимофей Молданов делится новостями и подробностями о своей деятельности.
Читать в источнике
Тимофей Молданов: Я вырос на сказках
14 июня 202414 июн 2024
2 мин