Еще одна вещь, о которой стало совсем не принято говорить, в том числе в контексте психологической практики. И дело совсем не в призывах за год освоить эту профессию. Хотя это многих раздражает, не в этом дело. Дело и в том, что это лишь начало.
10,000 часов - именно за это время можно достичь мастерства. Андерс Эриксон, Даниель Левитин и многие другие не раз проверили и перепроверили.
Это примерно три часа практики в день, или двадцать часов в неделю на протяжении десяти лет. Иначе не бывает. Даже у вундеркиндов.
Если кому-то подумалось, что годы можно сократить, увеличив количество часов практики в день, не побоюсь вас разочаровать. Мы не просто так спим, во сне происходит консолидация воспоминаний (наработанного опыта), но ресурсы мозга в этом смысле не безграничны. У каждого свой резерв, конечно, но все, что сверху него, просто через край переливается.
Проигрыш на входе
Не путайте эти 10k с порогом входа в профессию. Порог входа много меньше. Войти в профессию можно за год - за 1,000 часов.
Сразу скажу, что вход на 2 года с той же тысячей совершенно другой коленкор. Можно и на три года тысячу часов растянуть, но вы уже на входе проиграете тем, кто прошел эту тысячу за год. Вход входу рознь, программы отличаются как земля и небо. Многие гарантируют вам проигрыш даже если вы убьете на них все 10 тысяч часов.
Обратите внимание! Речь идет о практике! О практическом обучении! О тренировке! Не в формате видеолекций что-то за рулем год-другой послушать. В нашей профессии это потребление больших и сложных форматов. Просмотр сессий и их осмысление, обсуждение - насмотренность на мастерство. Непосредственная тренировка навыков под наблюдением, супервизии, интервизии - все, что связно со взаимодействием с другими людьми и обратной связью от них.
Гении и аутсайдеры*
10,000 часов - это очень много! Очень дорого и требует наличия других благоприятных возможностей.
Я хочу, чтобы вы меня правильно поняли.
Когда кто-то становится школьным учителем музыки или школьным психологом, дело не в отсутствии способностей и амбиций, как профессиональных, так и финансовых. Здесь играет роль совокупность множества факторов под общим заголовком «благоприятные возможности». Они есть далеко не у всех.
«Разговоры в пользу бедных» часто скрывают эту неприглядную истину. Продают несправедливость под эгидой работы для тех, кто не может позволить себе платить за сессию 5,000 - 10,000 рублей (50-100 долларов). Мастера часто работают за низкий чек или даже бесплатно, они могут позволить себе дать возможность поработать с ними разным людям. Равно как и великие музыканты дают бесплатные концерты.
Конечно, кто-то должен работать в школе, но дело не в этом. Печально то, как устроена система. Несправедливость порождает несправедливость. Окажись вы в числе школьных учителей музыки или психологов, дверь возможностей захлопывается автоматически. Чтобы ее открыть нужны опять же благоприятные возможности. Без них рубикон не перейти, из школы не уйти.
Верхняя планка дилетанта
Другая сторона вышесказанного в том, что когда все вокруг говорят, что белое это черное, хочешь - не хочешь, но начинаешь верить. Какие бы форматы мы не продавали, самый частый вопрос: «А после этого я стану тем-то? Я смогу?».
Я до отчаяния устала повторять, что «стану» и «смогу» - это не те вопросы. Правильные вопросы звучат не так. Различия между мастером и дилетантом возникают в самом начале. Мастер спрашивает себя «сколько в день», дилетант «через сколько дней».
Именно этой дилетантской логикой наполнился наш мир. Этой логикой пользуются казино, обещающие быстрые деньги. Аналогии проводите сами.
Интеллектуальная элита
Мы торгуем сложным товаром - навыками. Его покупают единицы. Платят многие, за что им, конечно, спасибо, но покупают не все. Пропитанным идеей быстрого даже сложно объяснить, в чем разница.
Возьмем любой курс NEWPSY. Мы видим статистику просмотров. Можем посмотреть, кто все три месяца доступа просматривает и пересматривает сессии, перечитывает транскрипты, делает упражнения и т.д.
Видим, кто просто пролистал уроки. Между делом. То самое «учился чему-нибудь и как-нибудь».
Знаете, когда я это смотрю? Когда слышу этих людей на наших открытых форматах. Я с первых слов могу их узнать. Тех, кто смотрел и пересматривал. Они интеллектуальная элита. Их сразу слышно!
Со статистикой я сверяюсь для себя, чтобы быть уверенной, что со мной по-прежнему все в порядке. Не я, а мир сошел с ума, убеждая уставших от своей профессии людей, что психология - это легко, освоите не напрягаясь. А что будет с вами потом, что вы будете копейки в магазине считать, даже не поняв, что уперлись в планку дилетанта, то не наше дело…
* Если вы не знакомы с трилогией Малкольма Гладуэлла, обязательно найдите время прочесть хотя бы по диагонали, там множество примеров, которые точно убедят вас в этой печальной правде: «Озарение», «Переломный момент» и «Гении и аутсайдеры».