Найти тему
Берега Невы

Роструд: индикаторы риска, проверочные листы и эффективность проверок

Оглавление

Хотелось бы обратить ваше внимание на слова руководителя Роструда Михаила Иванкова в рамках Петербургского международного экономического форума. На случай, если вы пропустили, но это важная информация для работодателей.

Фото: teksomolika, freepik.com.

Риск-ориентированный подход при проверках бизнеса

Глава Роструда сообщил, что после введения индикаторов риска эффективность проверок достигла небывалой результативности.

«Эффективность таких проверок — 90%. То есть в 90% случаев индикатор нам правильно подсказал, где есть проблема. Такого высокого показателя в то время, когда были только обычные внеплановые проверки, никогда не было», — сказал Михаил Иванков.

По словам главы Роструда, риск-ориентированный подход позволяет заранее выявить нарушение.

«Мы оцениваем информацию, которая содержится в различных государственных информационных системах, чтобы выявить, есть ли риск нарушения трудовых прав. Мы это делаем ещё до того, как работник к нам обратился», — сказал Михаил Иванков.

Индикаторы риска

И это при том, что в прошлом году Роструд работал всего по 4 индикатора риска. Напомним, что «срабатывание» индикатора риска ведёт к контрольно-надзорным мероприятиям, в т.ч. внеплановым проверкам.

«В конце года мы утвердили два новых индикатора, которые позволяют увидеть риски выплаты зарплаты ниже МРОТ, а также риски, связанные с тем, что есть задержки по заработной плате. Часть данных мы получаем из налоговой службы, часть из Социального фонда России», — сказал Михаил Иванков.

В ближайшем будущем планируется запустить новые индикаторы, которые расскажут о нарушениях в оплате труда медработников, получении ими специальных выплат и доплат.

«Будем запускать специальные индикаторы конкретно по медицинским работникам с точки зрения риска нарушения их прав на оплату труда. По сути, мы уже работаем по таким нарушениям вне зависимости от сферы деятельности, но для медиков начали разрабатывать специальные отдельные индикаторы», — сказал Михаил Иванков.

От себя добавим, что эту сферу взяли потому, что СФР начинает получать новые типы сведений, которые клиники передают вместе с заявками на получение соцвыплат для медиков. Эти данные будут передавать в Роструд.

Плановые проверки

По данным руководителя Роструда, в стране работает 3,5 млн организаций, которые используют наёмный труд. Из них 6 тыс. отнесены к категории высокого риска и попадают под плановые проверки Роструда.

При этом ведомство планирует всё же активнее идти по пути риск-ориентированного подхода — вводить новые индикаторы риска, а также активнее внедрять профилактические визиты.

«Мы рассчитываем, что круг предприятий, в которых проводятся плановые проверки, не увеличится. Более того, по нашим оценкам, количество этих организаций будет сокращаться. Кроме того, мы сейчас ведем с коллегами активный разговор о том, чтобы в ряде организаций, которые относятся к категории высокого риска, проводить профилактические визиты, а не плановые проверки», — сказал Михаил Иванков.

Ранее в Роструде сообщалось, что за 2023 год риск-ориентированный подход в 5 раз сократил количество проверок по сравнению с 2022 годом, зато увеличили их эффективность — нарушения были найдены примерно в 9 из 10 или в 88% случаев. Благодаря индикаторам риска, за прошлый год Роструд защитил трудовые права порядка 8 тыс. работников.

Зато в прошлом году было проведено провели 190 тыс. профилактических визитов, из них около 40 тыс. были проведены по инициативе работодателей. В 2022 году активность работодателей в этом вопросе была в 3 раза ниже.

Чек-листы для проверок

От себя хотим напомнить, что помимо индикаторов риска Роструд утверждает чек-листы, которые используют инспекторы при проверках и профилактических мероприятиях, а компании могут использовать для самопроверки.

При этом в чек-листы постоянно вносятся изменения — последние вступили в силу 14 мая (приказ Роструда № 31 от 16.02.24), тогда изменили 19 чек-листов. И уже готовятся новые изменения (см. проект приказа).

Собственно, изменения вносятся из-за постоянно меняющегося законодательства, но проблема в том, что все эти изменения работодатели должны учитывать в трудовых процессах, а также вносить изменения в кадровые документы и другие локальные нормативные акты.

Далеко не все предприниматели это своевременно делают, тем более уверенные в моратории на проверки. Но не забывайте о том, что проверки могут происходить при срабатывании индикаторов риска, которые также учтены в чек-листах. Наконец, прийти могут просто по жалобе работника.

Чек-листы также используются инспекторами при профилактических визитах, рейдовых осмотрах и других видах контрольно-надзорных мероприятий, чтобы определить, нарушает работодатель законодательство или нет.

Мы рекомендуем всё же проводить регулярно соответствующие самопроверки и вносить изменения в документы. Напомним, что чек-листы утверждены приказом Минтруда № 20 от 01.02.22.

А лучше всего доверить ведения кадрового учёта профессионалам — нашей кадровой службе. Посмотрите, что мы можем — полностью вести кадровый учёт в вашей компании, увольнять и принимать сотрудников, оформлять все виды рабочего времени, отпуска и пособия, а также вести воинский учёт.

Оригинал статьи на нашем сайте.

Ещё больше полезных статей о бухгалтерии и бизнесе на bereganevy.ru.