Сразу же отвечу на вопрос в заголовке. Всё было обусловлено особенностями эпохи. А иначе и быть не могло. А ещё в советском хоккее были весьма строгие капитаны. Например Борис Майоров. Ну и Борис Михайлов. Хотя Бориса Петровича в большей степени можно назвать принципиальным, нежели строгим. Хотя одно другому не мешает. Именно такими и должны быть первые помощники тренерского штаба.
Но всё-таки речь сегодня не о капитанах. Вообще, всё чаще встречается мнение о чрезмерной жесткости тренеров в советском хоккее. Лично мне всё это порядком надоело. И давайте вместе разберёмся в этом вопросе.
Как известно, мэтра отечественного хоккея А.В.Тарасова вспоминают до сих пор. И рассказы о нём обросли́ вымыслами и небылицами, что вполне естественно. Так всегда бывает с легендарными личностями.
Кстати, его многолетний коллега по тренерскому цеху у руля сборной страны А.И.Чернышев был также очень требовательный и строгий человек. Причём ничуть не меньше, чем сам Анатолий Тарасов. В те суровые послевоенные годы не было принято с кем-то особо церемониться или уговаривать.
Хочешь играть - играй. Что-то не нравится или чем-то недоволен - уходи из хоккея (на завод). А на твоё место придут другие. Желающих - хоть отбавляй. Всегда было из кого выбрать. "Умел словом приутюжить - мама не горюй " - пове́дал в беседе с журналистами об Аркадии Чернышеве Игорь Тузик.
Но почему именно Анатолия Тарасова называли чуть ли не тираном? Здесь скорее всего дело кроется в распределении функций в сборной СССР. Аркадий Иванович осуществлял общее руководство и занимался ведением самой игры. В свою очередь, на плечи Анатолия Владимировича легли общая физическая подготовка и воспитательный процесс (был кем-то вроде армейского замполита, а Аркадий Чернышев в таком случае-командир).
Как сказал Виталий Давыдов: "Анатолий Владимирович - великолепный черновой тренер. Интересные упражнения, огромные нагрузки. Но руководил игрой слишком импульсивно. Если у кого-то не идет, начинает тасовать состав, перекраивать звенья. Это не всегда шло на пользу. Аркадий Иванович в таких ситуациях не порол горячку".
Никто не спорит, что нагрузки на "тарасовских" тренировках были тяжёлые и даже может быть слишком. Хоккеистам порой приходилось выполнять задания тренера "через не могу". И такое нравилось далеко не всем.
Владимир Юрзинов привёл в пример одну такую занимательную историю, которая вызывает улыбку : "Когда я играть закончил, первое время приходил на его тренировки в ЦСКА. Как-то стою в уголке с блокнотом, вдруг Рагулин склоняется над ухом и шепчет: "Иди отсюда!" - "Что случилось?" - "Напоказ тебе Тарасов гонять будет так, что мало не покажется". И Рагулин не преувеличивал. Анатолий Владимирович обожал публику, даже если она состояла из одного человека. А уж если больше зрителей - ну все, держись!"
Но всё это не являлось самоцелью, а средством воспитания волевых качеств, а также приведения физических кондиций в соответствующее состояние. Анатолий Тарасов стремился к тому, чтобы наши спортсмены ни в чём не уступали своим соперникам, в особенной степени канадцам.
Из воспоминаний Виталия Давыдова: "Тарасов фонтанировал идеями. Придумал миллион новых упражнений. Постоянно что-то добавлял, усложнял, совершенствовал. Все было направлено на улучшение физических кондиций игроков. Писал книги, которые двигали хоккейную науку".
В этой связи хочется отметить, что А.В.Тарасов осуществлял индивидуальный подход к каждому. Яркий тому пример - Анатолий Фирсов. Когда спортсмен пришёл в стан армейцев, было видно, что ему следует поработать над "физикой". И под чутким руководством своего наставника прославленный нападающий быстро набрал нужную форму и стал одним из любимых учеников Анатолия Владимировича.
Не случайно этот тренер из всех качеств Анатолия Фирсова в особенной степени выделял его трудолюбие. Вообще лентяев Тарасов просто-на́просто не переносил. Кстати, также как и А.И.Чернышев.
Аркадий Иванович также всеми доступными методами стремился поддерживать строгую дисциплину в своей команде. А нарушителей, несмотря на былые заслуги, строго наказывал: "За шалости разжаловал из капитанов Кузина, потом Крылова и передал лидерские полномочия мне" - вспоминал В.В.Юрзинов.
Этих двух замечательных тренеров старой советской школы нельзя противопоставлять друг другу. По отдельности каждый из них не добился бы такого грандиозного успеха, как сделали они вместе. Девять золотых наград подряд, добытых нашей национальной сборной, говорят о многом.
А теперь приведу фразу знаменитого спартаковского наставника Н.И.Карпова: "Я по убеждениям тренер-демократ. Главный мой принцип - никакой жестокости по отношению к хоккеистам". В данном случае термин "демократ" был использован в переносном смысле. Тем более, что Николай Иванович был из тех, кто никогда не лез за словом в карман и нередко использовал аллегории (иносказательный смысл).
И само собой разумеется, что Николай Карпов был требователен в вопросах игровой дисциплины. Без этого "Спартак" не стал бы дважды чемпионом страны под его руководством. И так называемая "демократия" тут не при чём.
По свидетельствам очевидцев Н.И. Карпов также делал упор на развитие волевых и физических качеств. Говорят, что он гонял игроков на сборах до "седьмого пота". Такова была особенность советского подхода к тренировочному процессу.
Про В.В.Тихонова напи́сано более, чем предостаточно. Причём как хорошего, так и плохого. И в этой связи приведу любопытное высказывание И.Е.Дмитриева, в котором он охарактеризовал свои методы работы в сборной: "Диктатор, зверь - это я… Виктор Васильевич...всегда пытался раскачать игрока на свое собственное мнение, а я не терпел никаких возражений. Просто о Тихонове очень много всего наговорили и написали в конце 80-х..." А затем с присущим ему чувством юмора добавил: "Мои тоже могли бы порассказать обо мне, но их никто не догадался спросить".
Конечно же, Игорь Ефимович вполне мог и немного преувеличить. Но это был честный и принципиальный специалист с твёрдым характером, умеющий отстаивать свои взгляды.
Ходит такая байка, что после памятного финального матча Кубка Канады-87 Игорь Ефимович пытался найти небезызвестного судью Дона Кохарски и поговорить с ним тет-а-тет. В своей книге "Стенка на стенку. Хоккейное противостояние Канада-Россия" известный спортивный писатель В.В.Кукушкин указал следующее: "Потом Игорь Дмитриев признавался, что хотел бы встретить Кохарски в темном переулке и поговорить с ним "по-мужски". Впрочем, теперь это все – история..."
Есть такая поговорка, что всё познаётся в сравнении. И за океаном в былые времена тренеры никогда не отличались особой дипломатичностью. Примеров можно привести массу. Вот один из них: "Каждый раз было по две-три драки (речь идёт о тренировках - прим.автора). Но он это обожал и заставлял нас тренироваться так, будто бы мы проводим настоящий матч. Ему хотелось, чтобы все работали на пределе. Мы каждый день били друг друга клюшками по голове." (Тео Флери о тренере Брайане Саттере)
Но вернёмся к отечественной тренерской школе. Не секрет, что в наши дни всё кардинально поменялось. И поэтому вновь хочется привести высказывание Владимира Юрзинова, который точно подметил разницу между тем, что было, и тем, что есть сейчас: "Если в советские времена с тренеров могли жестко спросить, то и мы игрокам говорили всё в глаза. Сейчас тренер должен всё время изворачиваться".
Пишите комментарии, ставьте "класс" и подписывайтесь на мой канал. Всем спасибо за внимание и до новых встреч.