Биография: Арт Блэйки (Art (Arthur) Blakey 1919-1990)

Родившийся в 1919 году Арт Блэйки начал свою музыкальную карьеру, как и многие джазовые музыканты, в церкви. Приемный сын благочестивой семьи адвентистов седьмого дня, Арт учился игре на фортепиано, как учил Библию, и освоил оба предмета в раннем возрасте.

Но, как неоднократно рассказывал сам Арт, его карьера на фортепиано закончилась под дулом пистолета, когда владелец Democratic Club - Питтсбургского ночного клуба, где он выступал, - приказал ему встать с фортепиано на барабаны.

Арта, тогда еще начинающего пианиста, узурпировал столь же юный Эрролл Гарнер, который, как оказалось, был столь же искусен за фортепиано, как Блэйки впоследствии за барабанами. Это расстройство обернулось для Арта благословением, положив начало карьере, которая длилась шесть десятилетий и способствовала развитию карьеры бесчисленного множества других джазовых музыкантов.

Будучи молодым барабанщиком, Арт попал под опеку легендарного барабанщика и бэндлидера Чика Уэбба и служил у него камердинером. В 1937 году Арт вернулся в Питтсбург и создал собственную группу, объединившись с пианисткой Мэри Лу Уильямс, под чьим именем выступала группа.

После выступления в Питтсбурге Арт проложил себе путь в мир джаза. В 1939 году он начал трехлетнее турне с Флетчером Хендерсоном. После года жизни в Бостоне и постоянных выступлений в клубе Tic Toc он присоединился к великому Билли Экстайну, выступая с такими музыкантами, как Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи и Сара Вон.

В 1948 году Арт рассказал журналистам, что побывал в Африке, где научился играть на полиритмических барабанах и познакомился с исламом, приняв имя Абдулла ибн Бухайна. Именно в конце 40-х годов Арт создал свою первую группу Jazz Messengers, биг-бэнд из 17 человек.

После короткого выступления с Бадди ДеФранко, в 1954 году Арт встретился с пианистом Хорасом Сильвером, альтистом Лу Дональдсоном, трубачом Клиффордом Брауном и басистом Керли Расселом и записал "живой" альбом в Birdland для Blue Note Records. В следующем году Арт и Хорас Сильвер стали соучредителями квинтета, который превратился в Jazz Messengers. В 1956 году Хорас Сильвер покинул группу, чтобы создать свой собственный коллектив, оставив название Jazz Messengers Арту Блэйки.

Драйвовые ритмы Арта и его непрекращающиеся удары двумя и четырьмя барабанами по хай-хэт тарелкам были легко узнаваемы с самого начала и оставались неизменными на протяжении 35 лет существования группы Jazz Messengers. Что менялось постоянно, так это, казалось, нескончаемый набор талантливых музыкантов, многие из которых впоследствии становились лидерами групп.

В первые годы в состав группы входили такие знаменитости, как Клиффорд Браун, Хэнк Мобли и Джеки Маклейн. В 1959 году к квинтету присоединился тенор-саксофонист Бенни Голсон, который по указанию Арта начал работать над сборником песен и набирать состав, ставший одной из вечных групп Messenger - тенор-саксофон Уэйн Шортер, трубач Ли Морган, пианист Бобби Тиммонс и басист Джимми Мерритт.

Песни, созданные с 59-го по начало 60-х, стали визитной карточкой группы Messengers, включая Moanin' Тиммона, Along Came Betty и Blues March Голсона и Ping Pong Шортера.

К этому времени "Мессенджеры" заняли прочные позиции в джазовых клубах и начали записываться на Blue Note Records. Они начали гастролировать по Европе, заезжая в Северную Африку. В 1960 году "Посланники" стали первой американской джазовой группой, выступившей в Японии перед японской публикой. Это первое японское турне стало для группы кульминационным моментом. В аэропорту Токио группу встречали сотни поклонников, по внутренней связи звучал Blues March, а их визит транслировался по национальному телевидению.

В 1961 году тромбонист Кертис Фуллер превратил Messengers в полноценный секстет, что дало группе возможность включить биг-бэндовое звучание в свой хард-боповый репертуар. На протяжении 60-х годов "Мессенджеры" оставались главной фигурой на джазовой сцене, где с ними выступали такие великие джазмены, как Седар Уолтон, Чак Манджионе, Кит Джарретт, Реджи Уоркман, Лаки Томпсон и Джон Хикс. Во время джазовой засухи 70-х годов Messengers оставались сильной силой, с меньшим количеством записей, но не меньшей энергией. В то время, когда многие джазовые музыканты экспериментировали с электроникой и объединяли свою музыку с поп-музыкой, Messengers оставались сторонниками прямолинейного джаза.

Непоколебимая вера Арта в джазовую музыку позволила ему воспользоваться преимуществами возрождения этой музыки в начале 80-х годов. Арт работал с такими музыкантами, как трубач Валерий Пономарев, тенор Билли Пирс, альт-саксофон Бобби Уотсон и пианист Джеймс Уильямс. Приход в 1980 году в группу трубача Уинтона Марсалиса совпал с возрождением музыки в 80-е годы и сыграл в этом не последнюю роль.

Art Blakey Jazz Messengers
Art Blakey Jazz Messengers

На протяжении 80-х годов и до самой своей смерти в 1990 году Арт сохранял целостность послания, способствуя развитию карьеры музыкантов, среди которых были трубачи Уоллес Руни и Теренс Бланшар, пианисты Малгрю Миллер и Дональд Браун, басисты Питер Вашингтон и Лонни Плаксико и многие другие.

Арт умер в возрасте 71 года после карьеры, охватившей шесть лучших десятилетий джазовой музыки. Посланник ушел из жизни, но его послание продолжает жить в музыке десятков музыкантов, чью карьеру он поддерживал, многих других барабанщиков, которых он наставлял, и бесчисленных поклонников, которым посчастливилось услышать музыку Посланников.

"Музыка смывает пыль повседневной жизни" - Art Blakey

Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!