Найти тему
Русичи

Генрих Генрихович Грозный. Началась деконструкция английской истории

Такой черной краской знаменитого английского короля Генриха VIII в кино еще не мазали! С момента его появления на экране и до самого последнего кадра с ним зрителю отчаянно хочется, чтобы это чудовище поскорее скончалось и желательно в тяжких муках. Огромная отвратительная туша, от которой просто физически исходит ощущение страшной, смертельной опасности. Вот такой теперь Генрих VIII в кино.

И знаете, что? Пусть. Это очень хорошо.

Да, мы еще не сказали, что за фильм. Помните мы упоминали в одной из предыдущих статей про картину "Игра королевы", которая вышла в российский прокат на днях? В общем, мы сходили и глянули, как на экран перенесли последний год жизни короля и его отношения с шестой женой Екатериной Парр.

Ну что можно сказать. Началась в полный рост деконструкция английской истории.

Суть в том, что образ Генриха VIII в традиционной европейской историографии рисуется, скажем так, достаточно объемно. Да, у него хватает отрицательных черт, он казнил двух своих жен, а еще казнил Томаса Мора. И вообще, под конец жизни к казням своих политических противников прибегал частенько. Однако часто подчеркивается, что это был очень образованный и просвещенный монарх. В великую заслугу ему ставится освобождение Англии от власти римских пап. Это ведь именно он сделал островное королевство независимым в церковном отношении.

Да и его отношения с Анной Болейн часто преподносятся в весьма романтическом ключе. Сначала он потерял голову от любви к ней, а потом заставил ее потерять голову после измены. Все так пылко и драматично, Шекспир отдыхает.

Объективностью тут, конечно, и не пахнет, но мы говорим о традиционной трактовке этого образа в глазах Европы.

А теперь все кардинально по-другому. В фильме "Игра королевы" фигура Генриха VIII изображена максимально устрашающе и отталкивающе. Это не человек, это монстр, который умеет только убивать всех вокруг, который извел всех своих жен (в реальности это не совсем так) и теперь хочет казнить последнюю. Ради полноты эффекта авторы картины сознательно пошли на искажение истории, добавив в фильм кучу выдуманных ужасов.

Понятна цель. На таком фоне Екатерина Парр просто воссияла ангелом небесным. Она рисуется этаким прогрессором, сторонником всего светлого, умного, чистого и просвещенного. Как одинокий факел она светит во тьме, предвещая приход зари.

-2

Кстати, в оригинале фильм так и называется - "Firebrand". Переводится как зачинщица, поджигательница, инициатор.

Екатерина Парр тут подана как предтеча будущей королевы Елизаветы I. И не случайно последним кадром становится улыбка юной принцессы Елизаветы, адресованная уходящей королеве. Английский зритель умиляется и рыдает.

В общем, идея фильма предельно прозрачна. Но вот тот факт, что ради этой идеи тараном сносится одна из несущих конструкций традиционной английской истории, говорит о многом. Похоже, пришло время, когда в ход пойдут испытанные на России и русской истории приемчики. Теперь у них тоже начнут густо мазать своих королей известной субстанцией с макушки до пяток.

В целом мы, конечно, не одобряем такой субъективности в исторической науке. Но тут почему-то даже неохота критиковать. Пусть стараются. Пусть лепят своего Генриха Генриховича Грозного да так активно, чтобы его имя сразу всплывало в памяти у любого английского школьника на вопрос о том, кто был самым страшным монархом в мировой истории. Глядишь и до Черчилля, у которого руки по локоть в крови, когда-нибудь доберутся. Хоть он и не монарх, но невелика разница.

А мы посмотрим. Мы это все уже проходили.

__________________________

Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме. Наше видео смотрите на Youtube (с озвучкой!)