Вы только представьте: огромный завод, десятки корпусов. Тысячи людей сюда каждый день приходили на работу: конструкторы, инженеры, токари, маляры, сварщики, механики, электрики, бухгалтеры... У каждого было своё рабочее место и круг обязанностей, которые они выполняли. А ещё — профсоюзные путёвки на отдых на море, отпуска и, естественно, план по выпуску продукции.
Завод выпускал самолеты "МиГ", поэтому должен был работать как чёткий и отлаженный механизм. Сейчас всё изменилось. Производственные помещения завода размещены в другом месте, а старые корпуса готовят к сносу. Всё логично, ведь технологии не стоят на месте.
Мне удалось по ним прогуляться и сфотографировать немного исчезающего колорита. В этой статье покажу атмосферные кабинеты и мотивационные плакаты из цехов. Хотя кое-где остались станки и даже элементы фюзеляжей.
Бились за качество продукции, за план, за чистоту, была заводская газета, самодеятельность, партсобрания, вымпелы, знамёна. Короче, свой отдельный мир. А ведь наверняка работа на таком заводе считалась достаточно престижной. Люди же гордились, что трудятся в дружном коллективе.
Почти в каждом большом цехе по периметру или на отдельном этаже были расположены кабинеты,. Видимо, там работали конструкторы и инженеры, которые следили за процессом работы в цехе.
И у каждого человека было своё рабочее место, которое он стремился обустроить под себя. отчетностью, документацией. Отдельно — конструкторское бюро с кульманами для чертежей. А ведь были ещё кладовщики, контролёры, проверяющие. И каждый выполнял свою маленькую задачу для того,ё чтобы огромный завод мог работать и производить важную продукцию.
И у каждого человека было свое рабочее место, которое он стремился обустроить под себя.
Очень странно, что при закрытии завода многие люди оставили свои личные вещи. Неужели им просто в один день сказали, что они могут больше не приходить, и не пустили в кабинеты? Как иначе объяснить то, что остались кошельки, документы, цветы, журналы, личные фотографии? Казалось, бы такими вещами люди должны дорожить...
В одном из корпусов обнаружила интересную коллекцию крышечек от газировки.
А в другом кто-то коллекционировал банки и закреплял их на стене.
Я очень долго гуляла по цехам. В некоторых были обнаружены станки, которые ещё не успели вывезти перед сносом корпусов, где-то — всякие запчасти, наждачка, винтики и гаечки в ассортименте, которому любой хозяйственный магазин позавидует. Но интереснее всего рассматривать и изучать "приметы времени" — всякие плакаты и мотивационные надписи. Ну а ещё тут есть несколько портретов вождя.
А ещё в одном из цехов нашлась вот такая "инновация" — автоматизированная система выдачи. Нажимаешь нужную кнопку и полка подъезжает. А в остальное время всё надежно закрыто панелью. Наверное, тут чертежи были, но не уверена.
И вот ещё артефакт.
Завод в этих цехах работал примерно до 2010 года. После этого производственные мощности были перенесены в другое место. А ещё через пару лет территория в 60 га выставлена на торги.
Сейчас новый владелец планирует тут строительство жилых и офисных зданий и обустройство общественного пространства. Короче, все цеха и ангары пойдут под снос.
Правила техники безопасности писались не только кровью, но ещё и на плакатах. Так, чтобы ни один рабочий не пострадал. И даже если что-то забыл, то вот всё четко и на плакате.
А между цехами работала заводская почта.
И даже экземпляр газеты нашелся. В 1999 году её ещё выпускали.
А на многих стендах остались ещё всякие информационные плакаты, которые сейчас смотрятся как телепорт в прошлое.
С одной стороны, жалко, что всё это сравняют с землей и построят жилой комплекс. Но с другой — понятно, что всё уже устарело и ушло в историю и жизнь не стоит на месте. Завод же продолжает работать и выпускать продукцию, просто теперь производство расположено в другом месте.
У меня есть телеграмм-канал с красивыми фотографиями и рассказами об интересных местах. А еще я там чуть больше личного и рассказы о путешествиях в режиме реального времени. Подписывайтесь - https://t.me/liseykina_travel