«У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление». Эта знаменитая фраза Коко Шанель лучше всего отвечает на вопрос, почему так важно заранее продумать все нюансы вашего первого появления перед любой аудиторией: будь то выступление на публике, актерский кастинг, доклад на совещании с участием большого количества людей, собеседование, интервью или запуск своего видеоблога. Даже первое свидание или знакомство с новыми людьми требуют от человека навыков самопрезентации и харизматичности.
Разберемся, из чего складывается первое впечатление.
Вам туфли не жмут?
Прежде всего, мы оцениваем человека по его внешности. Насколько он аккуратен, следит ли за модой, уместен ли его образ в данных обстоятельствах и окружении. Учитывайте возраст аудитории, характер мероприятия и ваш статус на нем. При выборе одежды не забывайте и о собственном комфорте. Градус вашего выступления сильно снизится, если вам будут жать туфли, а галстук придется все время поправлять.
Дышите глубже, вы взволнованы!
Второй момент, по которому оценивают собеседника еще до того, как он начал говорить,- умение держаться. Если вы нервничаете или трясетесь – сцена, камера, микрофон, высветят эту проблему быстрее, чем вы доберетесь до главной мысли выступления.
Чрезмерная раскованность, неуместные жесты, смешливость, такой же признак неуверенности спикера, как и напряженность, скованность. Это просто маскировка тревожного внутреннего состояния, которая считывается аудиторией.
Поэтому любому выступающему неплохо овладеть психологическими приемами для снятия стресса перед выступлением, чтобы не выглядеть зажатыми или растерянными, не терять нити повествования, говорить свободно, уверенно.
А вот сценическое, творческое волнение – естественно для спикера. Оно заряжает выступающего эмоциями, дает вдохновение и способность к импровизации.
О себе без скромности
Важнейшая часть самопрезентации – короткий рассказ о себе. Эту часть выступления нужно продумать заранее. Тут все зависит от цели вашего выступления и аудитории. Прежде всего, нужно понять - что важно узнать о вас вашим собеседникам. В каких случаях лучше сделать акцент на биографических данных, образовании, навыках, опыте, в каких – на вашем нынешнем статусе, на компании или продукте, которые вы представляете? Уместно ли добавить что-то личное или лучше выступать строго по регламенту? Как рассказать о своих достижениях?
Базовые рекомендации новичкам
- Соберите досье на себя: ваши сильные и слабые стороны, дипломы, сертификаты, ваше образование и ваши педагоги, карьерные достижения. Вспомните все случаи из вашей практики, которые могут вас охарактеризовать как профессионала, как личность. Такое обобщение своих заслуг добавит уверенности.
- Имейте план "Б": пусть у вас будут в запасе разные варианты ответа, если вдруг вам зададут неожиданный вопрос или вы поймете, что домашняя заготовка речи не совсем уместна и нужно быстро перестроить рассказ.
- Долой шаблоны: важно сделать речь нескучной, эмоциональной, цепляющей. Избавьтесь от канцелярщины, слов-паразитов. "Выполнение работ по....", "в связи", "ввиду", "надлежащим образом", "оказывать влияние", "устранить недочеты" способны загубить даже самое интересное сообщение. Легкий юмор, вопросы, паузы разнообразят выступление. Но не забывайте - все хорошо в меру и к месту.
- Диктофон в помощь: регулярные простые упражнения по технике речи, самозапись при подготовке выступления, работа с тренером помогут справиться с волнением - дрожью в голосе, изменением тембра, нечеткостью произношения.
- Репетируйте перед зеркалом: у многих новичков возникает ступор при выборе позы, положения рук во время выступления. Частые вопросы: куда смотреть – в зал, в камеру, на конкретного слушателя? уместна ли улыбка? нужно ли жестикулировать и как? Такие вещи лучше отрабатывать перед зеркалом или в группе со специалистом.
Отработать навыки самопрезентации вы можете на занятиях и мастер-классах в театре-студии "Арт-Мастер". Занятия проходят в центре Москвы, м. Краснопресненская.