Найти тему
Олег Еверзов

Трёхарочный каменный мост через реку Ярынья, затаившийся в лесах Новгородской области (близ д. Колокола)

В прошлом году я узнал о существовании такой интересной достопримечательности как арочный железнодорожный мост начала 20 века, перекинутый через реку Ярынья (Новгородская область). Летом 2023 года мы его записали в наш маршрут, но посетить тогда не успели (не хватило времени).

В июне 2024 года исправили данную ситуацию и съездили сюда, чтобы увидеть чудо инженерной мысли.

-2

Из Петербурга на машине добраться труда не составило. Время в пути: порядка 4 часов. Или 310 км. Мы ехали по платной дороге.

-3

После того как в деревне Ярынья свернули с трассы (кстати, Мегафон сразу же пропал - он очень плох в Новгородской области) и проехали по дороге без покрытия мимо деревни Колокола ещё 3 километра, увидели площадку, где можно оставить машину.

-4

Здесь, собственно и проходил железная дорога, от которой осталась только колея со шпалами и, частично, рельсами, которые разобрали те кто создал в лесу неподалёку большую площадку подо что-то, вырубив деревья. Мимо неё мы прошли пешком по пути к мосту.

-5

Вглубь на машине ехать нет смыла, потому что вы проедете ещё метров 200 - 300, прыгая по шпалам...

-6

После чего всё равно упрётесь в рельсы, по которым идти пешком ещё минут 7-10.

-7

Вас ожидает колоритная прогулка по заброшенной железной дороге (метров 700 - 800).

-8

Рекомендую взять в поездку репеллент, потому что там очень много комаров и слепней. По крайней мере 12 июня было именно так. На видео в самом конце заметки вы увидите как они массово летают перед камерой.

А мы, тем временем, дошли до моста.

-9

К ленточке прикреплена табличка с информацией о том, что вы сами отвечаете за все риски нахождения на данном объекте. Это имеется в виду, скорее, чтобы к краю не подходили, потому что мост этот простоит ещё не один век!

-10

Не выйти на мост было нельзя. Хотелось прочувствовать высоту объекта!

-11

Когда-то его использовали для прыжков с верёвкой.

-12

На мосту и рядом с ним растёт большое количество земляники.

-13

Крупной и зрелой.

-14

Перед тем как спуститься вниз, посмотрим что из себя представляет весь железнодорожный путь, одним из участков которого является этот мост. Железнодорожное полотно хорошо видно на Яндекс.картах. Начинается оно рядом с г. Валдай (внизу справа), тянется змейкой через Новое Рахино и заканчивается в г. Крестцы (вверху слева).

-15

Для того, чтобы узнать историческую информацию, обратимся к ресурсу Новгород.ру

Железная дорога Валдай - Крестцы была частью проекта Нарва - Луга - Новгород - Бронницы - Валдай, который строился во время Первой Мировой Войны.

Нарисовал на карте примерную схему, воспользовавшись современными автодорогами, чтобы вы визуально представляли о чём речь (из Нарвы до Валдая).

-16

Одновременно строился второй железнодорожный проект (Петроград - Новгород - Бронницы - Соблаго - Смоленск - Орёл)

Нарисовал второй тоже для примера, воспользовавшись автомобильными дорогами.

-17

Оба проекта не были реализованы!

По одной из версий, причина - новгородское культурное наследие. Поскольку один из участков железной дороги (общий для двух проектов) должен была пройти в непосредственной близости от Рюрикова Городища и церкви Спаса-на-Нередице и целиком изменить местный ландшафт.

Он отмечен на карте красной линией.

-18

В итоге всё, что было построено на "красном участке" окончательно ликвидировали в 1926 году. Участок же Крестцы - Валдай сохранили и в будущем использовали по назначению.

-19

Считается, что к остановке масштабных работ приложил руку Николай Рерих.

В своём письме "За Новгород" в 1916 году относительно обоих проектов он высказал следующую мысль.

Радуюсь, что находятся люди, восставшие за священность и красоту старины; отчасти могу их успокоить.
Общество защиты памятников искусства и старины уже весною обсуждало это возмутительное дело и, конечно, единогласно и горячо решило воспрепятствовать нелепому проекту; затем была мною передана в совет общества записка о значении мест, подвергающихся опасности искажения...
...Стыдно нам, если и в наши дни вырастают такие проекты...
Верю, что министр путей сообщения не даст совершиться делу непоправимому.
Все – для войны сейчас. Но все подвиги, все строительство и творчество должны быть с сознанием своего достоинства, во имя будущего роста отечества, при котором священность лучшего прошлого – залог культурного и светлого будущего – ляжет краеугольным камнем.
Если германцы безгранично унизили свою прошлую культуру злодеяниями в Лувене и Реймсе, то неужели мы можем повредить нашу колыбель общественности, наш священный Великий Новгород?

-20

Письмо ли Рериха и деятельность общества защиты памятников повлияло на решение остановить работы или же мирный договор Германией в 1918 году (после чего все стратегически важные стройки были прекращены), но факт остаётся фактом железная дорога не получила своего развития.

-21

В результате от первого проекта реализовали только два участка Новгород — Батецкая - Луга и Валдай - Крестцы. Оба участка были закончены в 1916 году.

Линию Валдай - Крестцы официально закрыли для движения в 2006 году. Но пассажирское сообщение было прекращено гораздо раньше - в 1992 году. 

В 1996 году здесь проехал ретро-паровоз.

-22

А мы спускаемся по этой лестнице вниз.

-23

Перед мостом имеется приличная зона отдыха, где можно перекусить и просто насладиться видами.

-24

С моста выглядит так.

-25

Любознательные могут ознакомиться с исторической информацией на стенде.

-26

На нём написано, что арочный мост через реку Ярынья был построен в начале 20 века и является одним из немногих в России образцов каменных железнодорожных мостов.

В высоту он достигает 18 метров. Протяжённость моста составляет 75-76 метров.

-27

Камни, из которых построены опоры моста, вытесанные и тщательно обработанные, доставлялись к месту строительства и затем собирались в нужном порядке вручную.

-28

Чтобы строители не перепутали очерёдность укладки камней, каждый из них был пронумерован.

-29

Скреплял всю конструкцию уникальный материал, чьи свойства позволили мосту, по которому проезжали тяжёлые составы, простоять уже 100 лет.

-30

Некоторые виды камней поближе.

-31
-32
-33

Особенно интересен этот. Что это за камень?

-34
-35

Думаю, что когда-то это место может стать таким же туристическим объектом как Рускеала - Сортавала. Если сюда придёт бизнес. Как говорится, время покажет. Ну а пока что здесь просто приятно провести время без как-либо развлечений. Но было бы здорово увидеть как по этому мосту проходит старый паровоз! Поэтому я за развитие железнодорожного туризма!

-36

В марте 2019 года мост был включён в перечень выявленных объектов культурного наследия. Исторический паспорт при этом на объект не оформлялся и предмет охраны не разрабатывался.

Адрес: д. Колокола (за ней на реке)

Координаты: 58.139597, 32.856607

Трехарочный каменный железнодорожный мост, место событий, локальный ориентир, Новгородская область, Крестецкий муниципальный округ, река Ярынья — Яндекс Карты

Видео-фрагмент по пути к мосту

Видео-фрагмент у моста

Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки (чтобы моя заметка не исчезла из рекомендаций)! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!

Поддержать автора (на развитие краеведческого проекта)

2202 2035 0221 4457 (Сбербанк, Еверзов Олег Андреевич)

Яндекс-кошелёк Юмоней

СберЧаевые

-37

Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!