Глубокий вздох не рекомендуется
Как жители омского региона страдают от выхлопных газов от автомобилей и можно ли эту ситуацию изменить?
Проблемы экологии в нашем городе стоят крайне остро. При этом не только из-за большого количества промышленных предприятий, но и из-за всё продолжающегося вот уже несколько десятилетий роста автомобилизации. Ведь автотранспорт – один из наиболее опасных источников химического загрязнения атмосферы. Но кажется, что мы настолько «принюхались» к выхлопным газам, что уже не придаём этому значения, а зря. Есть ли способ поменять ситуацию?
Автомобили всё заполонили
По данным аналитического агентства «Автостат», только на начало 2022 года в России было зарегистрировано 45,5 млн легковых автомобилей. Это составляет 76,3 процента от общего количества транспортных средств. С каждым годом эти цифры имеют тенденцию увеличиваться.
Согласно данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, больше всего выбросов в атмосферу ежедневно от автотранспорта приходится на Центральный федеральный округ. Сибирский – на почётном третьем месте. В нём наш регион занимает четвёртую строчку, впереди находится Алтайский край, Красноярский край и Новосибирская область.
– Понятно, что жители небольших населённых пунктов, где все точки притяжения в шаговой доступности, страдают от автомобильных выхлопов меньше, – говорит почётный работник транспорта России, доктор технических наук Эдуард Сафронов.
Как пояснил профессор, и в городе многое зависит от того, где живёт человек – у оживлённой магистрали или в отдалённом микрорайоне. Ведь часть этих выбросов оседает, распадается и так далее, но и недооценивать вред от них нельзя.
– Особенно высокое содержание отработанных газов автомобилей скапливается на перекрёстках, перед уличными светофорами, где двигатели автомобилей работают на богатых смесях, – рассказывает Эдуард Сафронов. – В районах с узкими улицами и высотными домами выхлопные газы рассеиваются медленно и вызывают хронические отравления людей. Несоблюдение нормативов при проектировке, а соответственно в дальнейшем при строительстве зданий вблизи магистралей, стихийные парковки по всему городу, несоответствие нормативам технического состояния автотранспорта – всё это отрицательно влияет на экологию. Выхлопные газы вдыхают все жители, приоткрывая окна. Машины стоят и возле школ и детских садов. Но есть санитарные нормы, по которым чем больше автомобилей, тем дальше они должны стоять от строительных объектов в зависимости от их назначения. Например, от жилых домов минимальное расстояние для стоянки автотранспорта должно составлять 10 метров, а такое расстояние от школ и детских садов должно быть не менее 15 метров, от больниц – не менее 20 метров. На практике же этот СанПиН никто не соблюдает.
Бесконтрольные выхлопы
Выхлопы от автотранспорта контролируются при ежегодном техническом осмотре. Раньше эти функции возлагались на Госавтоинспекциию. Сегодня же такое право отдано на откуп частным компаниям. К тому же ни для кого не секрет, что очень мало кто из автомобилистов проходит техосмотры легально.
– Были ошибочно недооценены функции Госавтоинспекции по проведению техосмотров, – комментирует Сафронов. – Теперь можно сказать, что контроль выхлопов от автотранспорта пущен на самотёк.
Тем не менее систематический контроль за техническим состоянием транспорта проводит и Госавтоинспекция вплоть до помещения на специализированную стоянку.
– Поместить на специализированную стоянку автомобиль могут за неисправность рулевой и тормозной системы, нарушение правил остановки и стоянки, – комментирует заместитель начальника ОГИБДД УМВД России по городу Омску подполковник полиции Владимир Бахарев. – Перечень неисправностей установлен приложением правил дорожного движения.
Если же говорить о вреде автомобильных выхлопов на окружающую среду, то сегодня наличие обязательного полиса страхования вроде как даёт гарантию того, что автомобиль технически исправен и выхлопы работают так, как надо. Но на практике эта система не работает.
Кроме этого, сотрудники Омского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского ТУ Росрыболовства на 1 августа 2023 года составили 170 административных материалов за нарушение правил охраны окружающей среды. В частности, до сих пор не все в курсе, что водоохранная зона реки Иртыш составляет 200 метров от воды. То есть ближе нельзя ставить автомобили. Это нарушает экологию реки.
Уменьшить вброс
Какие только предложения не поступают по поводу того, как уменьшить автомобильные выбросы! Например, некоторые предлагают перекрыть центр города для автотранспорта в период неблагоприятных метеоусловий или всех пересадить на общественный транспорт. Но насколько это логично при существующих транспортных потоках в городе?
– Наиболее загрязняет окружающую среду грузовой транспорт, – говорит Эдуард Сафронов. – Поэтому, чтобы уменьшить грузовую нагрузку на атмосферу, необходимо строительство объездных путей. Чтобы транзитный транспорт следовал, не заезжая в город. Относительно не так давно был построен Западный обход. Но если посмотреть в генеральный план, более необходим Омску Северный обход.
И это решение не за горами. Так, в нынешнем году разработка проекта дороги была завершена. Как сообщили в министерстве транспорта Омской области, уже согласован вариант трассы, который предусматривает строительство обхода протяжённостью не более 67 км, севернее деревни Подгородка, и включает в себя возведение двух мостов через реки Иртыш и Омь, пяти развязок, 19 путепроводов. В целом проектом предусмотрено строительство четырёхполосной автодороги II технической категории с расчётной скоростью движения 120 км/ч. Планируется, что трасса сократит пробег транзитного транспорта в обход Омска более чем на 20 км, что снизит экологическую нагрузку на город.
Но по мнеиию доктора технических наук, необходимо и введение в некоторых частях города запрета на большегрузный транспорт, и более серьёзный подход к развитию общественного транспорта.
– Например, во всех развитых городах есть либо метро, либо скоростной трамвай, – говорит Эдуард Алексеевич. – И люди понимают, что им быстрее доехать на трамвае, чем на машине. Конечно, это сказывается и на экологии в лучшую сторону.
Для снижения выбросов в атмосферу сегодня необходимо, чтобы автомобили соответствовали стандартам евро-4 и евро-5. Также, как рассказал учёный, можно взять пример Китая, где активно пошли по пути развития электромобилей. В России реализация подобного транспорта началась совсем недавно, в 2022 году. Пока процент электромашин от общей массы автотранспорта ничтожно мал и эффективности нет. К тому же затраты на обслуживание электромобилей не меньше, чем на транспорт с бензиновым топливом. Но всё равно, по мнению учёного, это тоже неплохой путь и с точки зрения экологии, и с точки зрения удобства. К примеру, не нужно будет в Сибири греть машину зимой. Плохо, что пока продвижение такого транспорта идёт очень медленно.
По словам Эдуарда Сафронова, необходимы нормативы по выбросам загрязняющих веществ, нужно введение экологических налогов и штрафов.
– В курортных районах Швейцарии, например, запретили ездить на автомобилях с бензиновыми двигателями, – говорит учёный. – Но, конечно, чтобы действительно улучшить экологию в нашей стране, необходимо формирование финансовых средств на природоохранные цели. Защита воздушной среды охватывает целый комплекс мероприятий, относящихся к нормативно-правовым, градостроительным, технико-технологическим и административно-организационным. Пока системный подход на территории страны отсутствует. А продолжающаяся градостроительная политика Омска, плотная застройка микрорайонов вопреки всем нормам просто ставит решение этих вопросов в нашем городе в тупик.
Ольга БОРОВАЯ.
Фото Андрея БАХТЕЕВА.