В этой статье поговорим о том, как не попасть в ловушку постоянных улучшений и вовремя остановиться.
Совершенствуйте осторожно…
Развивая свой стартап, особенно при стабильном финансировании, не всегда получается вовремя остановиться улучшать и доделывать продукт. Перфекционизм и желание сделать круто — это хорошо. Но даже в стартапе важно обозначить себе СТОП-слово.
Поэтому начну сразу с совета: никогда не останавливайтесь, но умейте ограничивать себя в полёте фантазии. Тут важно разделить два момента. Развивать возможности своего продукта — это одно. А неограниченно расширять продукт всеми своими безумными идеями — другое.
В первом случае вы должны находиться в развитии, улучшать продукт и адаптироваться под текущий рынок, изменения законодательства, технических требований и т.д. Развитие должно быть всегда.
А вот улучшайзинг продукта, который предполагает, что вы постоянно придумываете новые функции, которые якобы нужны людям, — это уже проблема. Вы должны понимать, что любое такое улучшение:
1. Усложняет восприятие продукта.
2. Усложняет поддержание и сопровождение продукта.
Это относится не только к IT. То же самое можно сказать о заводах или каком-либо сервисе. Любое увеличение вариаций продукта усложняет логистику, сопровождение и сам процесс ведение бизнеса.
Реальные истории: разбираем ошибки
Каждый раз, когда вы решаете сделать что-то новое (не улучшить, а обновить в своём продукте), ответьте на вопрос: даст ли это экономический буст? Какую вы видите перспективу такого обновления?
У меня есть пример: человек занимался бизнесом — изготавливал новогодние игрушки. Причём самого разного формата. Он взял деньги в кредит, весь год делал эти игрушки и планировал продажи перед праздником. А это был 20-й год. Все на карантине. Тогда люди вообще мало что покупали.
У него было такое большое количество вариаций этих игрушек, что их было сложно продавать. Если бы было много одинаковых позиций, было бы легче. С одной стороны — разнообразие, которое могло гарантировать ему хоть какую-то продажу.
С другой стороны, часть товара ему нужно было продавать организациям, часть — физическим лицам. Одни — в Новый год, другие — в Рождество. А ещё он сделал неимоверное количество товара со знаком и надписью этого года. Эта продукция так у него и осталась. Бизнес прогорел, до следующего года он не дожил.
Какие ошибки он совершил? Первая — выбрал очень конкретное направление, не продумав риски. Вторая — ассортимент продукции был слишком разношёрстный. Не разные виды шариков, а какие-то упаковки, шкатулки, иголки с ёлки из соседнего двора…
Ещё один пример из моей практики — это создание СRМ-системы, владелец которой постоянно занимается улучшайзингом продукта вместо того, чтобы доделать то, что у него и так плохо работает. И полноценно запустить.
Вместо этого у него — рой новых бизнес-идей и функций. Всё это привело к усталости инвестора и потраченным деньгам. Результата нет, а владельцу кажется, что виноваты все вокруг, но не он.
Знайте тренды
Важное уточнение: если вы хотите развивать и улучшать свой продукт, то должны знать тренды рынка. Постоянно исследуйте его и смотрите, что делают конкуренты. Если вы заходите на территорию какого-то крупного игрока и начинаете с ним конкурировать, то этим провоцируете его — он может взять и реализовать какую-то часть вашего продукта у себя.
Пример. Была большая компания, которая занималась узким профилем — подбором курьеров. Типа Яндекса.
Эти ребята решили выпендриться и выйти на рынок с мобильным приложением. Сделав это, они поняли, что кроме Яндекса есть ещё много других крупных игроков, которые увидели у них фишку (с распечаткой и упаковкой писем) и подхватили её, а те в свою очередь остались без бизнеса.
На чём стоит сфокусироваться
Развивая свой продукт, учтите следующие моменты:
1. Конъюнктуру рынка.
2. Прогноз соответствия усилий результату. Нужно понять, не выйдет ли так, что вы создадите продукт, который будет стоить настолько дорого, что никто не будет готов его купить.
3. Оценку возможностей команды. Вы должны понимать, что сотрудники не могут работать на пределе. Нужно чётко чувствовать моменты, когда люди перегружены и новые фишки в итоге затормозят работу. Поэтому забить на поддержку и допиливать функционал — не самое верное решение.
Красные флажки в вопросе улучшения
А теперь про моменты, увидев которые, вы должны понять, что пора остановиться заниматься улучшайзингом продукта:
- Команда не справляется. Начались факапы, поехали сроки.
- Вы чувствуете, что начинаете тратить денег больше, чем рассчитываете получить с той фишки, которую развиваете.
- Вам требуется резкое расширение команды, чтобы реализовать всё то, что было придумано.
- Исчезает уверенность, что в дальнейшем вы сможете продать свой продукт. И маркетинг будет в разы превышать всё то, что вы наработали. Это нарушит бизнес-процессы компании.
★★★★★
Есть вопросы? У меня есть ответы :) Спрашивайте в комментариях — я на связи.
Кстати, эта статья написана по мотивам восьмого выпуска второго сезона нашего подкаста «Как там бизнес?» Послушать его можно по ссылке.
Подписывайтесь, читайте нас на Дзене и в соцсетях, смотрите на YouTube и слушайте в наушниках. Мы рады делиться полезным и интересным. Пока-пока!