13 июня в российский прокат вышел отечественный фильм ужасов «Заклятье. Шепот ведьм» (16+), снятый режиссером Сериком Бейсеу. В картине сыграли Артур Бесчастный, Марьяна Спивак, Софья Шидловская, Игорь Грабузов, Сергей Сафронов, Валерия Кот, Кирилл Русин и другие актеры.
По сюжету сломленный и отчаявшийся детектив расследует убийства подростков в глухой деревне и сталкивается с жуткой потусторонней сущностью, чей шепот грозит кошмарной смертью.
Сразу же бросается в глаза, что название фильма перекликается с вышедшим ранее (около года назад) американским хоррором «Шкатулка проклятия. Шепот ведьмы» (18+).
Однако совпадение заключается не только в названии, но и в главной сюжетной линии: обе картины рассказывают о колдовской шкатулке, которая выступает в качестве виртуального портала, ведущего к древнему злу. Вслед за голливудским детищем «Заклятье. Шепот ведьм» использует ведьмовской шепот, который по задумке режиссера нагоняет страх на персонажей фильма, а заодно и, конечно же, на зрителя.
Недоумение вызывает тот факт, что в снятом в России фильме главного героя зовут Пол Новак (Артур Бесчастный), однако при просмотре выясняется, что картина стилизована под иностранную.
Скорее всего, создатели фильма планировали снять его подешевле на родине, а потом реализовать на западном рынке. Однако что-то пошло не так. То ли фильмом в США и Европе не заинтересовались, то ли продаже помешали западные санкции. Как бы то ни было, в итоге картину «подсунули» россиянам, выпустив ее в широкий прокат как «пародию» на западное кино.
Мы решили посмотреть «прозападный» российский фильм «Заклятье. Шепот ведьм» и оценить его художественный уровень. Однако, прежде чем поделиться впечатлениями от новой российской страшилке, позволим себе поразмышлять о жанре «ужасы» и попытаемся понять, почему он считается «нишевым» и в настоящее время преодолевает самый настоящий кризис.
Почему ужасы – это жанр не для всех
Многие из нас еще в детстве пристрастись к запретным для нашего возраста «ужастикам», которые передавались из рук в руки на магнитных видеокассетах. Мало кто тогда думал о возрастных ограничениях, и мы запросто в столь юном возрасте травмировали свою психику фильмами, которые сегодня помечены маркировкой «18+».
Западные ужастики прочно вошли в нашу жизнь и заняли особую нишу на мировом кинорынке. В основном это были фильмы на любителя. Они, как правило, не очень бюджетны. В них не так часто можно встретить известных актеров. Однако эти фильмы, если и не срывают огромный куш, то всегда могут найти своего зрителя и способны окупиться, что, собственно, и подстегивает кинокомпании снимать все новые и новые фильмы ужасов, которые, порою, очень похожи друг на друга.
Как правило, основная «фишка» ужастиков – они пугают чем-то неизведанным и держат зрителя в напряжении. На этом в основном и держится зрительский интерес. Однако далеко не все зрители любят испытывать подобные эмоции.
Русские хорроры: кризис жанра
В отечественном кино все началось с жуткой мистической картины «Вий» (1967, 12+), экранизации произведения Николая Гоголя, которая произвела на советского зрителя такой эффект, с которым на то время мог сравниться разве что фильм Альфреда Хичкока «Психо» (18+), снятый семью годами ранее и впечатливший западную аудиторию. К слову, в 2014 году «Вия» (12+) пересняли. И хотя ремейк картины не стал столь резонансным, как советский «Вий», отзывы к нему оказались большей частью положительными.
После долгого затишья киноужасы возродились уже в новой России. Причем, с начала 90-х годов подобных отечественных фильмов с каждым годом становилось все больше и больше.
В 1990-м году на экраны вышел фильм «Семья вурдалаков» (18+), затем появился фильм ужасов с оригинальным концептом «Прикосновение (1992, 16+), а после, в 1997 году, на то время молодой режиссер Николай Лебедев («Легенда № 17» (6+)) снял картину «Змеиный источник (1997, 12+). В начале 2000-х годов коллекцию отечественных фильмов ужасов пополнили несколько низкобюджетных малозаметных картин.
Настоящий же бум на российские хорроры начался в середине 2010-х годов, когда Святослав Подгаевский снял «Пиковую Даму: Черный обряд» (18+) и «Невесту» (18+), а Роман Каримов выпустил в прокат «Черную воду» (18+). Позднее в данном жанре появились новые картины: «Яга. Кошмар темного леса» (18+), сериал «Пищеблок» (18+), «Кольская сверхглубокая» (18+) и другие.
Однако зрителю, разочаровавшемуся в низком художественном уровне этих фильмов (за исключением, быть может, сериала «Пищеблок»), они довольно быстро приелись, и зритель перестал голосовать за них рублем. Нишевые российские фильмы ужасов перестали худо-бедно окупаться, и продюсеры передумали вкладывать в них деньги.
Тем не менее, несмотря на кризис жанра, изредка в кинотеатрах до сих пор периодически появляются отечественные новинки, снятые в этом жанре. Как правило, они чрезвычайно низкобюджетные, как и в случае с фильмом «Заклятье. Шепот ведьм».
Впечатления от картины «Заклятье. Шепот ведьм»
Близкое знакомство с картиной позволяет узнать подробности ее сюжета: в стилизованным «под Америку» фильме детектив Пол приезжает в забытую богом деревню для того, чтобы расследовать крайне жестокое убийство подростка, произошедшее в одном из заброшенных домов.
Однако Пол мотивирован не только расследованием убийства. Помимо прочего, он ищет старинный фонограф в виде музыкальной шкатулки, так как детство детектива прошло в этой же деревне, и он знает, что, по легенде, на устройстве записано «исцеляющее заклинание» старухи-ведуньи, жившей в усадьбе много лет назад.
Пол хочет использовать это «исцеляющее заклинание» для того, чтобы спасти собственного сына, который в результате автомобильной аварии впал в кому. В процессе расследования Полу предстоит столкнуться с собственными детскими психотравмами, а также с потусторонним существом, шепот которого способен погрузить человека в сон, а затем и вовсе убить.
«Специфика мистического жанра в том, чтобы не отпускать внимание зрителя ни на минуту, поддерживать атмосферу напряжения и не давать ему расслабиться. Именно такой мы старались сделать эту картину. «Шепот» снят в жанре скримера: подвалы, темные лестницы, что-то жуткое в темноте….», - считает режиссер картины Серик Бейсеу. Однако получилось ли у создателей этой страшилки сделать действительно впечатляющее кино?
На наш взгляд, не очень. Мало того, что в силу низкого бюджета картины вся ее «мистическая атрибутика» выглядит бутафорской. Помимо прочего, страдают и те составляющие фильма, которые не зависят от бюджета. Так, например, диалоги персонажей местами выглядят несуразными и даже глупыми, сценарий не блещет логикой, а актерская игра оставляет желать лучшего.
Складывается ощущение, что бывший монтажер Бейсеу слепил свой «Шепот ведьм», как говорится, из того, что было, а именно из не самых удачных кусков отснятого материала. К тому же, картина уж очень сильно смахивает на «западные аналоги» и уж слишком напоминает своего собрата по жанру - «Шкатулку проклятия. Шепот ведьмы» (18+).
Есть ощущение, что нашим коношникам нужно прекратить копировать условный Голливуд и уж тем более не следует под него подстраиваться (пусть вместо Пола у нас будет хотя бы главный герой по имени Петр). Потому что в итоге на выходе получаются картины, которые не нужны ни западному, ни отечественному зрителю. И от этого очень обидно. Ведь кино снимается у нас, а мы в итоге выступаем лишь в роли его «второсортных» зрителей.