Одно из самых популярных туристических мест в Петербурге — Зимняя канавка — небольшой канал, который соединяет Неву с Мойкой. Каждый раз, проходя мимо, можно увидеть людей, делающих фотографии на фоне этого водоёма. Популярность этого места объясняется его уникальным видом с Первого Зимнего моста. Здесь гармонично сочетаются водная гладь и великолепная архитектура — те вещи, которые мы так ценим в удивительном городе.
Канал получил своё название «Зимний» и «Зимнедворцовый», поскольку рядом располагался Зимний дворец Петра I. Часть набережной, которая выходила на него, была одной из первых в городе (в 1720 году) облицована камнем. Современное название канал приобрёл в начале XIX века.
В период с 1783 по 1787 год на месте Петровских палат, где государь мог выйти из здания и сразу же попасть в лодку, было возведено трёхэтажное здание Эрмитажного театра. В те же годы напротив этого выдающегося творения Джакомо Кваренги появился Большой Эрмитаж, спроектированный Юрием Фельтеном. На уровне второго этажа архитектурные шедевры соединяет переход, опирающийся на массивную каменную арку, перекинутую через канал.
Петербург — это, конечно, Северная Венеция, но итальянские страсти здесь вспоминаются на каждом шагу. Взять, например, Лизу из «Пиковой дамы»: Чайковский считал, что именно с Эрмитажного моста она бросилась в Зимнюю канавку после того, как Герман, одержимый тремя картами, покинул её. Представить такое сегодня невозможно: Лизу непременно спасли бы туристы на теплоходах.
Вообще страсти были не оперные, а вполне себе настоящие. Потому что этот сюжет возник на основе реального самоубийства — настоящей Юлии Перовой на почве неразделенной любви. Об этом писали петербургские газеты в 1868 году. Петербуржцы с тех пор называют это место — мостиком Лизы.
Мы находимся в центре города, поэтому, прогуливаясь вдоль канавки, вы легко найдёте место для дальнейшего проведения досуга. Следующая наша остановка — здание Нового Эрмитажа, которое построил Лео фон Кленце — известный всему миру, потому что других таких атлантов нет на свете. Их автор, архитектор и скульптор — Теребенёв. Но кроме него над фигурами три года работали 150 каменотесов, обученных скульптурному ремеслу. Они полировали их вручную для того чтобы атланты не были похожи на булыжник. Кстати, именно Новый Эрмитаж был первым зданием, построенным специально для хранения художественных ценностей.
Невероятно, но эти пятиметровые фигуры — монолитны. И каждая вытесана из огромного куска сердобольского гранита. Древние полагали, что атлант удерживает небесный свод в наказание за участие в битве против Зевса на стороне Титанов. Потом его обманул Геракл, по другой версии — Персей с помощью головы Медузы Горгоны превратил Атланта в скалу.
Так или иначе, сегодня атланты охраняют вход в Новый Эрмитаж, но если подержаться за большой палец левой ноги второго от Марсово поля Атланта и загадать желание — оно непременно сбудется.
Больше тайн и легенд узнаете на нашей прогулке на теплоходе.