Чудесное пребывание Джоконды в стенах Пушкинского музея в 1974 году, ставшее удивительным для советского времени событием, оказалось возможным благодаря стараниям министра культуры СССР тех лет Екатерины Фурцевой и легендарного директора Пушкинского музея Ирины Антоновой, занимавшей этот пост более пятидесяти лет.
Конечно, Джоконда вызвала огромный ажиотаж в Москве. Однако огромные очереди нисколько не отпугивали зрителей, ждавших на улице по семь-восемь часов, чтобы потом примерно десять секунд лицезреть шедевр – поток зрителей двигался непрерывно, остановиться рядом с полотном было просто невозможно. Зрители воспоминали, что некоторые оборачивались и шептали: «Прощай, Джоконда».
В 1960-1970-е годы полотно Леонардо да Винчи побывало в разных мировых музеях в рамках большого «путешествия», которое привлекло огромное количество ценителей искусства. Так, в Токио, откуда затем картина и приехала в Москву, Джоконду увидели более полутора миллионов зрителей. Там показ картины оказал большое влияние на современное искусство и культуру, в целом. Образ Джоконды оказался очень привлекательным для японского авангарда 70-х. Можно вспомнить, например, экспериментальный короткометражный фильм Тошио Мацумото «Мона Лиза», где на облик Моны Лизы накладывается психоделический отпечаток.
Если для западного мира возможность увидеть Мону Лизу не казалась чем-то фантастическим и едва ли возможным в действительности, то для отечественных зрителей такой шанс стал настоящей сенсацией, масштаб которой впечатляет до сих пор. Именно стены Пушкинского музея оказались последним местом, где картина экспонировалась за пределами Франции – после возвращения из Москвы картина больше не покидала Лувр.
Визит Джоконды в СССР можно поставить в один ряд со знаменитой выставкой Пикассо 1956 года – эти эпохальные события постепенно открывают советским зрителям мир зарубежного искусства.
#q_art_gallery
#q_art_в_мире_искусства