Женщинам вход воспрещен: о суровых табу Байкала
8 марта принято считать днем солидарности женщин в борьбе за равные права. Однако раньше у девушек было много ограничений, особенно в древней культуре коренного населения Байкала. С одной стороны, в семье женщина пользовалась уважением, свободой и почетом. С другой стороны, она была связана ограничениями, которые зависели не от знатности происхождения или богатства, а от возраста.
Коренные жители побережья Байкала и острова Ольхон –буряты – с древности поклонялись явлениям природы, обожествляя горы, долины, пещеры, леса… Современная уникальная особенность бытия бурят как раз и состоит в том, что они свято придерживаются традиций и обычаев предков. Они приезжают в сакральные места поклониться высшим силам, соблюдая при этом правила поведения, в том числе связанные с участием в этих таинствах женщин.
Счастье женщины – в возрасте
Место женщины в традиционной бытовой культуре коренного населения Байкала было неоднозначным. С одной стороны, женщина с древности пользовалась в семье и уважением, и свободой, и почетом. Неуважительное отношение к женщине считалось большим грехом. С другой стороны, для разных представительниц женского пола действовали разные ограничения. Зависели они не от знатности происхождения, богатства или положения мужа – а от возраста женщины. В традиционном мировосприятии бурят женщина, достигшая физической зрелости и способная рожать детей, в силу своих физиологических особенностей считалась «нечистой».
Комплекс запретов для женщин во многом предопределялся спецификой шаманских верований.
Женщины не могли:
🚫 трогать костюм и атрибуты шамана, касаться шаманских божеств, кузнечных инструментов;
🚫 подходить к месту удара молнии, к кузнице, к шаманским захоронениям;
🚫 находиться на церемонии посвящения в шаманы и шаманских похоронах, обрядах, в том числе и тайлаганах (молебствие, совершаемое шаманом с целью просить у богов благополучного года, урожая, травостоя, умножения скота, счастья в семьях и т.п.).
САМОЙ ПОЗИТИВНОЙ БЫЛА РОЛЬ, КОТОРУЮ ШАМАНСКИЕ ВЕРОВАНИЯ ОТВОДИЛИ ПОЖИЛЫМ ЖЕНЩИНАМ.
У бурят существовала крайне красноречивая поговорка: «Бескормица от года зависит, счастье женщины – от возраста». Именно пожилые женщины являлись хранительницами традиций, исполняли многие обряды жизненного цикла: например, связанные с появлением на свет младенца, с очищением и введением роженицы в семью мужа. Только женщины, достигшие возрастной, а значит, и ритуальной чистоты, могли делать различные предметы религиозного характера. Например, шнур из конского волоса, служащий для отпугивания злых духов при рождении ребенка и заболеваниях детей. Шили они и специальные кожаные мешки для праха шамана, посещали тайлаган.
Ритуально «чистыми» в силу своего возраста считались у бурят и маленькие девочки, которым также дозволяли посещать часть религиозных обрядов и праздников, в том числе мужской праздник стрельбы, проводимый раз в год.
Из поколения в поколение передавалась убежденность, что нарушение запретов будет жестоко наказано духами, насылающими за своеволие несчастье, болезни и даже смерть. Особенно бескомпромиссны были правила относительно сакральных территорий Байкала.
Скала Шаманка
Одним из таких «неприкосновенных» мест является беломраморная скала Шаманка, расположенная на Ольхоне. Именно здесь, по легенде, находится дворец духа-хозяина острова (Хан-Хото Бабая). В скале – сквозная пещера, особо почитаемая бурятами. Это точка слияния шаманизма и ламаизма (тибетского буддизма), именно в пещере проходили шаманские церемонии, а позже размещался алтарь Будды. Распространение буддизма изменило и название скалы, которую стали называть Бурхан-мыс.