Найти в Дзене

"Плохо говорит" - это как?

Оглавление

Когда-то, может, недавно, а может, давно (это кому как), весной 2020 года, когда я впервые, тогда ещё вынужденно, окунулась в мир дистанционного обучения, ко мне обратились за консультацией сразу две мамы малышей-трёхлеток. Обеих волновало, что их дети "не выговаривают букву Р" (признавайтесь - а у вас логопед с чем ассоциируется? ;)). И обеих мам я сразу успокоила, что в этом возрасте неправильное произношение звука [P] (произносим мы именно звуки, а буквы - пишем!) ещё допустимо. А вот если есть другие нарушения, то это уже повод обратиться за логопедической помощью.

Какие же это нарушения?

Давайте разбираться, в каждом возрасте свои нормы развития. Но сразу замечу, что если ваш ребенок в эти нормы не очень вписывается, это ещё не повод для паники.


Во-первых, сразу после рождения малыш начинает кричать.

Именно от этого момента мы и начинаем отсчитывать его речевое развитие. Да, речи ещё нет, но ребёнок уже на пути к ней, уже есть голос, лёгкие работают, есть реакция на внешнюю среду. Постепенно крик приобретает разные оттенки в зависимости от состояния ребёнка и его потребностей, и мама уже по незаметным постороннему уху нюансам понимает, хочет её малыш кушать, ему хорошо или, может быть, наоборот - некомфортно.
В 2-3 месяца на смену крику приходит гуление. Ребёнок активно произносит отдельные гласные звуки и слоги с заднеязычными согласными (га-га, ку-ку и т.п.). Почему именно эти звуки? Да просто корень языка развивается и набирает силу раньше. А вот звуки Р и Л, за которые родители всегда беспокоятся больше всего, произносятся с помощью кончика языка, и движения там, если разобраться, не такие уж простые, особенно у Р.
Кстати, интересный факт: младенцы всех стран и народов гулят одинаково. У них пока не выделяются фонетические нормы какого-то определённого языка.

Такой маленький карапуз, но при ближайшем рассмотрении уже можно кое-что узнать о его речевом развитии, хотя и речи-то ещё нет. (фото с просторов Интернета)
Такой маленький карапуз, но при ближайшем рассмотрении уже можно кое-что узнать о его речевом развитии, хотя и речи-то ещё нет. (фото с просторов Интернета)

Время идёт, ребёнок подрастает и дорастает до полугода.

В этом возрасте малыш уже начинает лепетать, то есть произносить звуки и слоги, в которых используются губы и передняя часть языка (ма-ма, па-па, тя-тя, ва-вя). Но эти мышцы ещё не до конца натренированы, поэтому звуки первое время получаются в основном мягкие (мя-мя, ня-ня, дя-дя). На этом этапе ребёнок уже начинает усваивать фонетические нормы своего родного языка, ребёнок учится произносить звуки, подражая окружающим его взрослым.

С этим периодом многие родители связывают появление первых слов. Это не совсем правильно: хотя некоторые сочетания лепетных слогов и похожи на слова (ма-ма, па-па, ба-ба и даже тё-тя), они ещё не всегда вполне осмысленные. Зато всё это время накапливается так называемый пассивный словарь. Он всегда идёт по развитию немного впереди активного (а вы сами пользуетесь всеми словами, которые знаете? ;) ), а на его основе уже развивается активный словарь. Поэтому взрослые, которые считают, что с маленьким ребёнком необязательно разговаривать (и наоборот, что при нём можно говорить что угодно), потому что он якобы ничего не понимает, тоже заблуждаются. Понимать-то, может, и не совсем понимает, но запоминает, и ещё как!

Кроме того, не стоит недооценивать важность общего физического развития ребенка. Оно так же важно, как речевое и умственное, более того — без одного не будет полноценно развиваться другое.

Агу! Мя-мя! Я всё ещё толком не говорю, но уже кое-что понимаю и ещё больше запоминаю! Ух, я вам потом выдам! (фото с просторов интернета)
Агу! Мя-мя! Я всё ещё толком не говорю, но уже кое-что понимаю и ещё больше запоминаю! Ух, я вам потом выдам! (фото с просторов интернета)

Когда же наконец пассивный словарь ребёнка начинает переходить в активный? Когда появляются первые настоящие слова?

Происходит это к концу первого года жизни. Сначала активный словарь совсем невелик - в пределах десятка слов. Но этот объём стремительно растёт. К двум годам словарь систематизируется (отдельные слова обобщаются в группы по определённым признакам), появляется фразовая речь. Ребёнок активно осваивает словоизменение и словообразование, и с этим связан прекраснейший период в развитии детской речи - словотворчество, который начинается с двух лет и продолжается до пяти. Об этом периоде очень хорошо написал К.И. Чуковский в своей книге, которая так и называется — "От двух до пяти". Если вы её до сих пор не читали, очень советую.

Пожалуй, самая логопедическая из массовых книг и самая массовая из логопедических (если можно так назвать книгу, которую писал не логопед)
Пожалуй, самая логопедическая из массовых книг и самая массовая из логопедических (если можно так назвать книгу, которую писал не логопед)

Однако не стоит путать словотворчество с нарушениями грамматического строя речи. В первом случае ребёнок легко усваивает нормы языка, экспериментирует с ними, но после подсказок взрослого постепенно начинает сам говорить правильно. А при нарушениях грамматического строя речи ребёнок упорно делает одни и те же ошибки в словоизменении, словообразовании и согласовании слов во фразе несмотря на исправления взрослых. Тут уже нужна помощь специалиста.

Дай куклов! (фото с просторов Интернета)
Дай куклов! (фото с просторов Интернета)

Ну ладно, что это я всё про объём словаря да про фразовую речь, а звуки-то где? Спокойствие, только спокойствие - до звуков совсем скоро дойдём. Я просто хотела напомнить, что речь — это не только звукопроизношение. Что толку от того, что ребёнок произносит все звуки, если он не может сам собрать их в слова, а слова - во фразы?


Но всё-таки, как в норме должны формироваться звуки?

С заднеязычными мы разобрались, примерно с половиной переднеязычных тоже. С ними проблемы возникают относительно редко. А теперь мы подошли к шипящим и свистящим звукам (они в большинстве своем переднеязычные), которые уже вызывают трудности гораздо чаще.

В норме звукопроизношение, включая эти трудные звуки, окончательно формируется к 5 годам.

Обычно шипящие и свистящие формируются раньше Р и Л, но существует достаточно примеров, когда у ребёнка отлично получается рычать, но совершенно не получается шипеть. Словом, если ребёнку уже исполнилось 4 года, а у него ещё много проблемных звуков - это повод обратиться к логопеду. Если не получаются всего 1-2 звука, а остальные стороны речи развиваются по возрастной норме, то визит к логопеду можно отложить до 5 лет (но всё-таки не затягивать!) и дома ненавязчиво развивать артикуляционный аппарат малыша. Как это сделать, я расскажу в следующих постах.

Кроме того, не следует упускать из виду слоговую структуру слова: не переставляет ли ребёнок слоги в словах, не пропускает ли их? Такие слова как "воспитательница", "аквариум" и "баскетболист" в норме к 5-6 годам должны быть ребёнку под силу.

И вот ребёнок идёт в первый класс.


В школе он учится читать и писать, и фокус развития речи смещается в этом направлении. Учителя и родители могут обращать внимание на специфические ошибки ребёнка в чтении и на письме. Чем они специфичны? Тем, что не обусловлены незнанием каких-то орфографических или пунктуационных правил. Ребёнок может пропускать, менять местами или заменять на другие буквы, слоги или даже целые слова, не соблюдать строчки, а иногда и сами буквы у него пишутся совсем не так, как надо. Если в дошкольном возрасте не успел сформироваться грамматический строй, то и из письма эти ошибки, само собой, тоже никуда не денутся. Но нарушения письменной речи - это отдельная большая тема, и её мы затронем как-нибудь в другой раз.

РРР выговаривать научилась, теперь надо научиться её писать! (фото с просторов Интернета)
РРР выговаривать научилась, теперь надо научиться её писать! (фото с просторов Интернета)