Найти тему
МИР (Море История Россия)

"Голубая лента Атлантики" и ... конвои в Сингапур

Судно сие, явилось результатом "битвы титанов", и звалась сия битва "Голубая лента Атлантики". Голубая лента Атлантики — переходящий приз, присуждаемый океанским лайнерам за рекорд скорости при пересечении Северной Атлантики. В 1934 году был создан международный комитет по определению условий для завоевания первого места по скорости среди конкурирующих судов на Атлантике. До этого года материального приза «Голубая лента Атлантики» не существовало, но соревнование было.

Ее история связана и с Севастополем (правда в малость... негативном ключе). В июне 1992 года последнего обладателя "Голубой ленты" «Юнайтед Стейтс» отбуксировали в Стамбул. задача была очень простой: нужно было вычистить судно от асбеста. Но, турки как-то не очень жаждали связываться с асбестом (это ж не наш асбест, австралийский, реально вредный). А потому,...

Из Стамбула лайнер отправился в Севастополь (ну а куда ж еще как не в Украину?), где в ноябре 1993 года в доке Севморзавода началась его очистка от асбеста. В течение полугода полторы тысячи рабочих полностью очистили его от асбестовых конструкций (угробив свое здоровье). Ну, да, ладно...

United States  в Севастополе.
United States в Севастополе.

Это отдельная интересная история (если будет желание, можно будет и о ней рассказать, но мы пока пишем о совсем другом эпизоде истории и о другом судне).

У двух главных конкурентов в этой битве были свои традиции в звании судов. У линии "Кунард лайн" названия заканчивались на "-ия". У "Уайт стар лайн" все оканчивалось на "-ик" (ну, так было принято). И, вот...

В 1911 году «Уайт Стар Лайн» построила лайнер «Олимпик» с тоннажем 45 324 тонны, который мгновенно стал сенсацией. За ним последовал его брат «Титаник». Да-да, тот самый, который в первом же рейсе малость подмочил репутацию компании.

Но факт остается фактом: "Голубая лента" осталась у "Белой линии" (ради интереса, окраска ее лайнеров была похожа на окраску цусимской эскадры: желтые трубы -черный корпус).

И, вот ее конкурент решает идти "ва-банк". 21 апреля 1913 года компанией "Кунард лайн" был спущен пароход, который нарекли "Аквитания". Корабль вступил в строй 21 мая 1914 года (аккурат, накануне Первой Мировой).

-2

Сделав всего 3 рейса "плавучий дворец", имеющий скорость в 23 узла, был вынужден "одеть военную шинельку". Поначалу хотели из него сделать крейсер, но "крейсер" получился великоват и прожорлив, а потому переделали его в госпитальное судно.

"Аквитания" В качестве госпитального судна
"Аквитания" В качестве госпитального судна

После Первой Мировой лайнер перевели с угля на жидкое топливо (и скорость его воросла до 24 узлов)

В годы  Второй Мировой.
В годы Второй Мировой.

И, вот с началом Второй Мировой Аквитания была включена в состав Королевского флота. Именно она везла 3,5 тысячи австралийцев из 8-й дивизии в Сингапур. И называлось это "конвой MS.2", но, поскольку очень не хотелось подставлять судно под удар, 21 января 1942 года оно выгрузило войска в порту Ratai Bay на Суматре, а оттуда другими судами шла переброска в Сингапур. Сопровождали "Аквитанию" австралийский крейсер HMAS "Canberra", к которому с 18 января присоединился голландский крейсер "Ява" и два голландских же эсминца "Evertsen" и "Van Nes".

Переброска в Сингапур шла, в основном, голландскими судами "Both" (2.660 т.), "Reael" (2.561 т.), "Reynst" (2.462 т.), "Van der Lijn" (2.464 т.), "Van Swoll" (2.156 т.) "Sloet van de Beele" (2.977 т.) и британским "Taishan" (3.174 т.)

К охранению транспортов добавились:

-американцы: эсминцы USS "Stewart", USS "Barker" и шлюп USS "Isabel"

-британцы крейсер HMS "Dragon" и эсминец HMS "Express"

-австралийский эсминец HMAS "Vampire"

Этот конвой стал MS.2A.

Он прибыл одновременно с другим конвоем, который получил наименование BM.11