Найти тему
Юлия А

Горный отель, убийство в закрытом номере, инопланетяне и якобы моральная дилемма - А. и Б. Стругацкие "Отель "У Погибшего Альпиниста""

Книгу «Отель «У Погибшего Альпиниста»» я взяла для Игры в классики (книжная игра на LiveLib) по остаточному принципу – надо было что-то взять, так почему не ее?! Повелась на громкие имена авторов и жанр детектива. Еще, конечно, подкупило заявление в аннотации, что эта книга - одно из самых ярких произведений раннего периода творчества братьев Стругацких. Да и с фантастикой я обычно дружу. В общем, подумала, что со всех сторон должно быть гарантировано хорошо. Ошиблась.

Петер Глебски – немолодой уставший от жизни полицейский инспектор - отправляется в отпуск на горнолыжный курорт. Мужчина останавливается в отеле «У Погибшего Альпиниста» по рекомендации своего друга и коллеги Згута. Он сразу находит общий язык с владельцем – Алеком Сневаром, который с порога рассказывает историю погибшего альпиниста и которую я с порога не поняла и не запомнила. Однако в отеле даже музей этого альпиниста организовали – аккурат в номере, в котором он останавливался когда-то и в котором до сих пор остались его вещи. Мол, а вдруг вернется?! Б-р-р!

С первого дня присутствия в отеле Петера в комнатах постояльцев начинают происходить разные неурядицы. То ботинки у кого пропадут, то часы. То единственный на этаже душ займут, пока все постояльцы ждут в очереди, то в окна ночью неизвестные заглянут, нарушая личное пространство и мешая спать. Гости отеля взбудоражены. Среди них физик Симон Симонэ, фокусник-иллюзионист дю Барнстокр с чадом Брюн и чета Мозесов. Алек Сневар утверждает, что все каверзы – дело рук призрака погибшего альпиниста. Но Петер Глебски не верит – скорее всего это лишь чьи-то шутки, да розыгрыши. Однако разбираться с ними герой не спешит. Инспектор сейчас в отпуске.

Ситуация меняется – осложняется – когда в отель прибывают два новых постояльца: «викинг» Олаф Андварафорс и странный маленький человечек, тоже вроде как коллега Петера, Хинкус. Погода ухудшается, проезд к отелю заваливает снегом, отрезая постояльцев от внешнего мира. Количество каверз и странных происшествий тоже увеличивается – их апофеозом становится хладный труп Олафа со свернутой шеей, найденный Петером в номере гостя аккурат после всеобщей вечеринки (попойки) на первом этаже отеля. На этот раз инспектор остаться в стороне никак не может.

Автор иллюстрации: Новожилов Г.Д. (1936-2007 гг.)
Автор иллюстрации: Новожилов Г.Д. (1936-2007 гг.)

Мое знакомство с «Отелем «У Погибшего Альпиниста»» не задалось с самой первой главы. Я не сразу смогла привыкнуть к стилю текста и персонажам, потому включиться в сюжет книги сумела в этот раз много позже, когда повествование сдвинулось с точки представления героев и пошло вперед бодрее. Потому история с погибшим альпинистом прошла мимо, как и поначалу имена действующих лиц. Не ожидала я, знаете ли, что советские писатели возьмутся за персонажей из другой страны. Это огорошило. Пока читала первые главы и старалась втыкнуться, все думала параллельно – почему герои Стругацких Петер, Симон, дю Барнстокр и Олаф?! Почему не Петр, Семен, какой-нибудь фокусник Дюша и Олег? Уморительно, что при этом разговаривали друг с другом Петер, Симон, дю Барнстокр и Олаф точно самые настоящие Петр, Семен, Дюша и Олег из русской классической литературы и на «вы». А когда главный герой упомянул, что у него хорошая машина марки «Москвич», я и вовсе в осадок выпала.

Следующим разочарованием – куда более серьезным, чем история с именами – стало понимание, что книга «Отель «У Погибшего Альпиниста»» - отнюдь не детектив. Аннотация и название произведения меня вдохновили. Завязка с горным отелем, подъезд к которому завалило, группой гостей-незнакомцев и убийством в одном из номеров, который еще к тому же и закрыли изнутри, только подстегнула воображение сильнее. Невольно провелась параллель с «Мышеловкой» Агаты Кристи. Однако расследование преступления Петером Глебски поставило в тупик. Его фактически не было. Главный герой опросил всех постояльцев, напился кофе и… ничего не понял. Мол, «ниточки» у него не сошлись, а значит виной всему – пришельцы! Ну хоть не колдун со своим зомби ака оборотнем (Серьезно! В тексте и такое в какой-то момент подали).

Пока читала и следила за сюжетом, все думала – вот если отбросить научно-фантастическую шелуху, с которой тоже все, к слову, получилось не очень, какой ведь хороший детектив можно было бы собрать! Настоящим шедевром книга бы стала – все вводные данные к этому так располагали!

Автор иллюстрации: Новожилов Г.Д. (1936-2007 гг.)
Автор иллюстрации: Новожилов Г.Д. (1936-2007 гг.)

Научно-фантастическая линия истории мне тоже не понравилась. У авторов не вышло, на мой вкус, добавить ее в историю органично – так, чтобы поверить можно было, что все происходящее – реальность. Я ждала, что меня подведут к этой части плавно, что потреплют нервишки какими более серьезными «спецэффектами», нежели кто-то к кому-то заглянул в окно ночью или кто-то у кого-то украл «кларнет» (часы, то бишь). Но из серьезных цепляющих событий в книге только – поворот с очередью в душ и смерть Олафа. С последним вообще странно. Авторы могли бы позволить Петеру обнаружить при осмотре тела чего-нибудь эдакого, указывающего на реальное положение дел. Итогово же главный герой нашел только портфель с неизвестным механизмом, который после спрятал в сейфе. Там он почти до конца книги и остался. Даже на кнопочки главный герой не понажимал, чтобы огрести каких-нибудь инопланетных проблем, например, и усложнить еще одной гранью сюжет.

И готова я была бы списать всю научно-фантастическую наивность произведения на невзыскательный вкус советской публики той эпохи, да только вспомнила, что Конан Дойла, к примеру, уже тогда вся Москва почитывала. Специально узнала у своих домашних. Или Булгакова, к слову.

С философской составляющей книги у меня тоже не срослось. Эту линию впихнули под конец и слишком насильно, на мой вкус. Мол, я обязательно должна была, как прочитаю книгу, посочувствовать инопланетянам и начать вечно порицать главного героя. Вот только я оказалась на стороне Петера Глебски (несмотря на то, что этот выпивоха и бабник мне не пришелся по душе от слова совсем). Просто потому, что его позиция была представлена лучше, нежели позиция инопланетян. Сочувствовать последним из-за того, что они оказались жертвами? А были ли они жертвами в самом деле? Или инопланетянами, кстати?! Авторы не дали подробностей: внешнего вида, внеземного происхождения, иного менталитета, их личностей, в конце концов. Все осталось за кадром. Видимо, понадеялись братья в сей «загадочности» закопать еще один литературный прием – «А был ли мальчик?!» - только снова как будто не докрутили.

На фоне современной повестки я нашла и с некоторой веселостью восприняла образ Брюн, а еще попытки других постояльцев вычислить пол этого персонажа. Такая вот шутка на злобу дня в моих глазах получилась, несмотря на то, что закладывали авторы изначально совсем не тот посыл, о который я каждый раз спотыкалась, пока читала. Зато «Отель «У Погибшего Альпиниста»» можно отнести к до сих пор современным произведениям, а это всегда чего-то да стоит.

Автор иллюстрации: Новожилов Г.Д. (1936-2007 гг.)
Автор иллюстрации: Новожилов Г.Д. (1936-2007 гг.)

Среди плюсов произведения еще я нашла две прикольные сцены, улыбнувшие меня по-настоящему искренне – философская пьяная беседа между Петером и Алеком о смысле и бренности бытия и диалог про припасы. К сожалению, на этом все.

- Воды у нас хватит с избытком, - задумчиво сказал я. - А вот не впадем ли мы в людоедство?
- Нет, - сказал хозяин с видимым сожалением. - Разве что вам захочется разнообразить меню. Только я заранее предупреждаю: Кайсу я вам не отдам. Можете обгладывать господина дю Барнстокра. Он выиграл у меня сегодня семьдесят крон, старый мошенник.
Автор иллюстрации: Новожилов Г.Д. (1936-2007 гг.)
Автор иллюстрации: Новожилов Г.Д. (1936-2007 гг.)

Подозреваю, несмотря на редакторские заявления в аннотации – что это самая яркая, «неотразимая» и глубоко философская повесть Стругацких раннего периода – я взяла не самую лучшую книгу для знакомства с творчеством авторов. Наверное, через время попробую какую еще. Если вы – фанат Стругацких, прочитали мое крайне субъективное мнение до конца, разозлились на меня за то, что «я ничего не поняла и вообще глупая», прошу не кидаться тапками и помидорами. Лучше посоветуйте чего-нибудь более шедеврального из библиографии Стругацких в комментариях. Пожалуйста! Буду бесконечно благодарна! Вдруг я прозрею?