Россия — одна из самых пьющих стран в мире. При этом водка с каждым годом становится все доступнее. В 2014 году на одну среднюю зарплату можно было купить 59 литров водки, в 2021 — 89, а в 2023 — уже 105. Но так было не всегда.
В 2011 году власти увеличили акциз на водку, что повысило ее реальную и номинальную стоимости: если тогда на одну зарплату можно было бы купить 91 литр водки, а уже в 2014-м — 59. Следом снизилось потребление, «запойное пьянство и связанная с ним мужская смертность». Правда, перемены продлились недолго.
«Акцизный налог повышался и в номинальном, и в реальном [с учетом инфляции — прим. «Если быть точным»] выражении вплоть до 2014 года, а в 2014 году был заморожен на три года (2014-2016), — говорит профессор НИУ ВШЭ, специалист по алкогольной политике Марина Колосницына. — После этого повышался незначительно в 2017 году и сн
ова замораживался на 3 года (2017-2019). В результате темпы роста акцизного налога и цен на водку безнадежно отстали от темпов инфляции и заработных плат и доходов населения. Водка становилась дешевле, а значит — доступнее».
◾️ Дешевая водка — это плохо?
В России каждая пятая смерть связана с алкоголем — и это одна из главных причин низкой продолжительности жизни. Дело в том, что россияне предпочитают пить крепкий алкоголь большими дозами. Ученые называют такое потребление «северной моделью».
Независимый демограф Алексей Ракша @RakshaDemography считает, что доступность водки может привести к росту смертности, — в том числе от внешних причин, — росту числа нетрудоспособных и снижению производительности труда. Ранее мы писали, что в последние годы в России растут продажи алкоголя — особенно водки.
«Рост смертности и снижение продолжительности жизни по сути одно и то же. А по ОПЖ Путин поставил цели. Они не будут выполнены в том числе поэтому», — говорит Ракша.
◾️ А как в других странах?
Обычно на алкоголь действуют дополнительные акцизы: в случае крепкого они могут быть в разы выше. Исследования на основе данных ЕС и США показывают, что повышение цены на алкоголь на 1% снижает потребление крепких спиртных напитков на 0,5–0,8% и общее потребление алкоголя на 0,5%.
«Такая ценовая политика привела к изменению модели потребления (в странах, где ранее отмечался "северный тип" потребления, как в России, — это скандинавские страны и Великобритания), — считает Колосницына. В России же действующая структура налогов приводит к тому, что один грамм спирта в составе водки оказывается дороже, чем в составе пива или вина».
Совсем скоро мы расскажем, что пошло не так в России с антиалкогольной политикой. А пока — напоминаем о другом материале: почему россияне чаще всего умирают от алкоголя, хотя есть страны, где пьют гораздо больше.