Музей Фаберже представляет краткий путеводитель по главным достопримечательностям самой роскошной и сверкающей улицы Санкт-Петербурга! Читайте до конца, чтобы узнать, где находилась штаб-квартира фирмы Фаберже и какой секрет таило в себе это здание.
В XVIII веке на месте Большой Морской улицы находилась морская слобода. Ее заселяли матросы, мастеровые и другие служители, приписанные к Адмиралтейству. Этим фактом объясняется историческое, официальное название улицы. Но во второй половине XIX века значение улицы было уже совершенно иным, а называли её горожане неофициально и вовсе «Бриллиантовой»! Как вы думаете почему?
Почему «Бриллиантовая»?
На рубеже XIX и XX веков Санкт-Петербург — политическая и культурная столица Российской империи — был одним из самых богатых и привлекательных городов Европы. Это период бурного развития экономики, промышленности, коммерции, искусства и меценатства.
Выгодное расположение вблизи Зимнего дворца, Мариинского дворца и Мариинского театра сделало Большую Морскую улицу престижным местом для размещения фешенебельных магазинов и ресторанов, особняков выдающихся деятелей и других значимых для жизни города и страны учреждений. Помимо этого, на Большой Морской улице насчитывалось 25 ювелирных мастерских и магазинов, в частности именно здесь расположился дом компании Фаберже! Именно поэтому современники называли улицу «Бриллиантовой».
Что посмотреть?
Вашему вниманию мы предлагаем краткий путеводитель по «Бриллиантовой» улице: 5 зданий и 5 интересных фактов, ярко свидетельствующих о небывалом общественном и экономическом подъеме, который переживала столица Российской империи в эпоху Карла Фаберже.
Для полноценного погружения в атмосферу светской жизни Петербурга конца XIX–начала ХХ вв. предлагаем прогуляться по Большой Морской улице в сопровождении аудиогида — авторской разработки Музея Фаберже.
ГОСТИНИЦА АСТОРИЯ
Количество гостиниц в Петербурге неизменно росло. К 1917 г. в городе было 120 гостиниц. Здание гостиницы «Астория» было возведено в 1911-1912 гг. по проекту архитектора Федора Лидваля. «Астория» считалась «последним словом» в гостиничном и ресторанном деле. Внутренняя отделка этого отеля, насчитывавшего 250 комнат, была огнестойкой.
Интересный факт!
Большой популярностью пользовались рестораны гостиницы «Астория», один из которых назывался «французским». Еще один находился в зимнем саду со стеклянным потолком и этим очень привлекал публику. Здесь по европейской моде в 17.00 накрывали five o’clock. Кухня отеля располагалась в полуподвальном помещении и была оснащена по последнему слову техники. Там был установлен большой холодильник — новинка того времени.
СТРАХОВОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЯ»
Светло-коричневое здание с мощной колоннадой на уровне верхних этажей и аллегорической скульптурой было возведено в 1899-1900 гг. Леонтием Николаевичем Бенуа при участии З.Я. Леви в формах поздней классицистической эклектики. Цоколь, порталы и карнизы облицованы красным гангутским гранитом. Наличники — желтоватым песчаником. Здание увенчано трехфигурной скульптурной группой (скульптор — М.Я Харламов). В центре расположена фигура «России» со щитом, которая как бы берет под свою защиту всех клиентов страхового общества.
Интересный факт!
Страховое общество «Россия», основанное в 1881 году группой банкиров предлагало «Страхование жизни, т.е. капиталов и доходов для обеспечения семьи или собственной старости, приданого для девушек, стипендий для мальчиков. Страхование от несчастных случаев, от огня, страхование транспортов, страхование стекол от излома и разбития».
ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ
Здание на противоположной стороне Большой Морской улицы — один из центров художественной жизни города и России в целом. Оно было построено в 1877-1878 архитектором Максимилианом Егоровичем Месмахером. На рубеже веков здесь находилось Общество поощрения художников.
Общество пропагандировало отечественное искусство, устраивало выставки, лотереи, издавало альбомы, продавало картины. На вырученные средства оно помогало художникам получать образование и командировало их за границу.
Интересный факт!
Здесь в 1880 была показана работа Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре», выставленная при закрытых шторах в освещении лампы. На выставке демонстрировалась лишь одна эта работа, которая стала сенсацией. Чтобы увидеть полотно, люди выстраивались в очередь, многие посещали выставку не по одному разу. Репин вспоминал, что на улице стоял длинный хвост из желающих посмотреть. Посетителей привлекала необычная реалистичность света на картине, некоторые даже заглядывали за картину, пытаясь выяснить, нет ли там лампы. Эта работа была куплена Великим Князем Константином Константиновичем за огромную сумму — 5 000 рублей.
ДОМ ЮВЕЛИРА САЗИКОВА
Зеленое четырехэтажное здание, фасад которого украшают коринфские колонны и окна с фигурными наличниками, было возведено в 70-х годах XX века, однако его облик полностью повторяет отделку дома, находившегося здесь в XIX столетии (отделка строения сер. XIX века была осуществлена по проекту архитектора Р.Б. Бернгарда). С домом-близнецом, стоявшем на этом месте раньше, связана история сразу нескольких ювелирных компаний.
Этот участок земли принадлежал потомственному почетному гражданину Валентину Игнатьевичу Сазикову, представителю третьего поколения семьи ювелиров Сазиковых, поставщиков Высочайшего двора, магазины которых располагались в Москве и Санкт-Петербурге.
Фирма Сазикова — одно из старейших ювелирных предприятий России, специализировалась на производстве серебряной утвари, скульптурных композиций на сюжеты отечественной истории и литургических предметов. Это первая фирма, обратившаяся к национальному «русскому» стилю, нашедшему широкий отклик в работах московских серебряников конца XIX века, а также их клиентов.
Интересный факт!
Принципы организации производства в этой фирме во многом повлияли на деятельность русских ювелиров и серебряников конца XIX столетия. Сазиковы одними из первых стали практиковать разделение труда, что способствовало повышению качества производимой продукции. Эта компания первой начала использовать новаторское европейское оборудование.
Фирма Сазиковых просуществовала до середины 1880-х годов, а часть ее предприятий, в том числе магазин на Большой Морской, 29 были приобретены другой крупной московской ювелирной фирмой Хлебникова. После этого, в период с 1900 по 1910, магазин перешел в собственность знаменитой ювелирной компании Овчинникова.
ДОМ ФАБЕРЖЕ
Несмотря на то, что на рубеже веков в Санкт-Петербурге работало более 100 успешных ювелирных фабрик, вершиной русского ювелирного искусства принято считать работы компании Фаберже, магазин и мастерская которой тоже находились на Большой Морской. Здание было построено специально для Карла Фаберже в 1899-1900 годах архитектором Карлом Шмидтом, двоюродным племянником ювелира. Дом был возведен в стиле модерн с использованием элементов средневековой архитектуры. Фасад здания отделан красным гранитом, который, благодаря разным способам обработки имеет разнообразный вид.
Благодаря строительству здания на Большой Морской реализовалась мечта Карла Фаберже о создании «Дома-студии», где будут собраны вместе художники, мастера и продавцы, куда будут приходить заинтересованные клиенты. Здесь должен был быть сосредоточен весь художественный творческий процесс создания вещей. Карл Фаберже хотел, чтобы это здание было «домом» не только для членов его семьи, но и «домом» для сотрудников. Некоторые мастера, (например, Генрик Вигстрем), имели собственные квартире во флигеле, во дворе. Также в доме находилась бухгалтерия, студии дизайнеров и скульпторов. Для улучшения процесса производства и постоянного контроля в этот дом были переведены и основные мастерские.
Знаменитый магазин занимал первый этаж. Он постоянно был полон покупателей из разных слоев общества, поскольку компания производила вещи различных ценовых категорий и первой начала выпуск высококачественной массовой ювелирной продукции. Стоимость изделия могла составлять от 2 до нескольких сотен тысяч рублей. Ценовая политика компании позволяла даже людям со средним достатком приобретать скромные и небольшие произведения известной фирмы, выполненные с той же тщательностью, что и императорские заказы. Если искушенный клиент не мог найти необходимой ему вещи в магазине — ему помогал дизайнер-«композитор», который мог создать эскиз, согласно требованиям заказчика.
Интересный факт!
Здание было оснащено лифтом-сейфом немецкой фирмы «Арнхайм», который использовали для хранения ночью незаконченных ювелирных произведений. В этом сейфе также находились драгоценности выдающихся клиентов, доверявших Фаберже. Так, по словам балерины М. Кшесинской, дома она держала лишь мелкие вещи, крупные же хранила у Фаберже. Лифт-сейф поднимался на ночь между первым и вторым этажом и подключался к электрическому току. Для этого управляющий Гурье надевал резиновые рукавицы и резиновые калоши, потому что по рукояткам фидера бродили «блуждающие токи».