Почему нельзя установить разную цену на товар
Цена на товар или услугу должна быть одинаковой при оплате наличными, картой, QR-кодом или онлайн-переводом. Так сказано в ч. 4 ст. 16.1 Закона о правах потребителей.
Оплату картой принимают по POS-терминалу. Для бизнеса с годовой выручкой больше 20 млн ₽ терминал обязателен. Подробности тут: Когда на точке обязателен терминал для карт.
Услуга эквайринга для магазина платная, обычно это 3-5% от суммы перевода. Но плату за эквайринг нельзя переложить на покупателя. Это пояснял Роспотребнадзор. Если в магазине одежды цена на футболку 1000 ₽, она не должна стать больше на 3 % при оплате картой.
С наличными у магазина тоже есть расходы — на инкассацию. А ещё наличка — это долгая оплата на кассе в отличие от карт.
Бывает магазины стимулируют именно безналичную оплату. Меньшая цена при оплате картой — тоже нарушение. Хотя в 2016 году Роспотребнадзор так не считал, но сейчас всё поменялось. Роспотребнадзор штрафует бизнес, а суды с ним соглашаются.
Цену товара пишут на ценнике. Нельзя написать две цены — по карте и наличными. И точно также нельзя хитрить и добавлять процент в чек при оплате картой. Называть разницу «скидкой» — не поможет.
Розничный магазин: ставим ценники на товар правильно
Что будет за разную цену
За ценами для покупателей в магазине следит Роспотребнадзор. На завышенную цену может пожаловаться покупатель. За нарушение магазины штрафуют по ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ. Штраф для ИП от 15 000 до 30 000 ₽, для компаний — от 30 000 до 50 000 ₽.
В магазине стояли ценники на товар с двумя ценами: по карте и за наличные. Цена по карте была написана мелко, почти нечитаемо. Покупатель взял йогурт за 44 рубля 70 копеек, а в чеке на оплату увидел, что заплатил 46 рубля 04 копеек. Покупатель написал жалобу в Роспотребнадзор, и магазин оштрафовали на 30 000 ₽ — дело № А23-2902/2021.
Маршрутный автобус тоже оштрафовали на 30 000 ₽. У них было наоборот. Билет за наличные стоил 45 ₽, по карте 35 ₽ — дело № А41-71762/2019.
Если покупатель успел заплатить по завышенной цене, по его требованию надо вернуть разницу. На возврат у магазина 10 дней. Если не вернуть деньги добровольно, покупатель плюсом может отсудить штраф, пени за просрочку возврата, убытки и моральный вред.
В деле с йогуртом цена вопроса была бы два рубля. С дорогим товаром магазин рискует заплатить ощутимо.
Магазин сделал наценку на товар при оплате наличными. Покупатель заказал телефон онлайн — за 55 890 ₽. А когда забирал и хотел оплатить наличными, магазин сообщил цену выше — 59 090 ₽. Покупатель заплатил, но через две недели потребовал разницу 3 215 ₽, магазин отказал. В итоге покупатель отсудил не только разницу, но ещё и 4177 ₽ расходов на юридическую консультацию, 2 000 ₽ штрафа, 500 ₽ морального вреда и пени по день фактического возврата денег — дело № 2-5268/2020.