Найти в Дзене

Можно ли делать наценку за оплату картой или QR‑кодом

Оглавление

Почему нельзя установить разную цену на товар

Цена на товар или услугу должна быть одинаковой при оплате наличными, картой, QR-кодом или онлайн-переводом. Так сказано в ч. 4 ст. 16.1 Закона о правах потребителей.

Оплату картой принимают по POS-терминалу. Для бизнеса с годовой выручкой больше 20 млн ₽ терминал обязателен. Подробности тут: Когда на точке обязателен терминал для карт.

Услуга эквайринга для магазина платная, обычно это 3-5% от суммы перевода. Но плату за эквайринг нельзя переложить на покупателя. Это пояснял Роспотребнадзор. Если в магазине одежды цена на футболку 1000 ₽, она не должна стать больше на 3 % при оплате картой.

С наличными у магазина тоже есть расходы — на инкассацию. А ещё наличка — это долгая оплата на кассе в отличие от карт.

Бывает магазины стимулируют именно безналичную оплату. Меньшая цена при оплате картой — тоже нарушение. Хотя в 2016 году Роспотребнадзор так не считал, но сейчас всё поменялось. Роспотребнадзор штрафует бизнес, а суды с ним соглашаются.

Цену товара пишут на ценнике. Нельзя написать две цены — по карте и наличными. И точно также нельзя хитрить и добавлять процент в чек при оплате картой. Называть разницу «скидкой» — не поможет.

Розничный магазин: ставим ценники на товар правильно

Что будет за разную цену

За ценами для покупателей в магазине следит Роспотребнадзор. На завышенную цену может пожаловаться покупатель. За нарушение магазины штрафуют по ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ. Штраф для ИП от 15 000 до 30 000 ₽, для компаний — от 30 000 до 50 000 ₽.

В магазине стояли ценники на товар с двумя ценами: по карте и за наличные. Цена по карте была написана мелко, почти нечитаемо. Покупатель взял йогурт за 44 рубля 70 копеек, а в чеке на оплату увидел, что заплатил 46 рубля 04 копеек. Покупатель написал жалобу в Роспотребнадзор, и магазин оштрафовали на 30 000 ₽ — дело № А23-2902/2021.

Маршрутный автобус тоже оштрафовали на 30 000 ₽. У них было наоборот. Билет за наличные стоил 45 ₽, по карте 35 ₽ — дело № А41-71762/2019.

Если покупатель успел заплатить по завышенной цене, по его требованию надо вернуть разницу. На возврат у магазина 10 дней. Если не вернуть деньги добровольно, покупатель плюсом может отсудить штраф, пени за просрочку возврата, убытки и моральный вред.

В деле с йогуртом цена вопроса была бы два рубля. С дорогим товаром магазин рискует заплатить ощутимо.

Магазин сделал наценку на товар при оплате наличными. Покупатель заказал телефон онлайн — за 55 890 ₽. А когда забирал и хотел оплатить наличными, магазин сообщил цену выше — 59 090 ₽. Покупатель заплатил, но через две недели потребовал разницу 3 215 ₽, магазин отказал. В итоге покупатель отсудил не только разницу, но ещё и 4177 ₽ расходов на юридическую консультацию, 2 000 ₽ штрафа, 500 ₽ морального вреда и пени по день фактического возврата денег — дело № 2-5268/2020.