Всем привет!
Виктория продолжает свой рассказ.
Вторник.
Даже если и забыла будильник поставить, организм сам будит меня в 5 часов….привычка уже. В абсолютно сонном состоянии поднимаюсь…..ползу в ванную комнату, умываюсь прохладной водой…..чуть бодрее уже. Зверики мои крепко спят, кот приоткрыл один глаз, в котором укоризненно стоит вопрос: ну, куда тебя несет в такую рань и такую темнотищу? Зевает и закрывает. Ему тепло, хорошо, комфортно. Чего еще желать? Ну, накормят чуть позже….голодным не оставят.
Собачушка и глаза открыть не пытается, сладенько так посапывает и причмокивает, как дитя малое. Собаке моей, мелкой рыжей чихуашке, почти 20 лет. У нее отказали задние лапки, она может только ползать, почти не видит, плохо слышит, зубов почти нет, морда из рыжей стала совсем белой. Но вполне довольна своей жизнью, а я ей в этом не мешаю….пусть живет, сколько сможет. Кот с вниманием к ней относится, периодически обнюхивает, спит рядышком, спинка к спинке….милые мои, отрада в тяжкой, полной стрессов, жизни…..порой я им так завидую!
Почти час медитирую, читая молитвы. Взяла себе за правило, чтобы вообще разума не лишиться, что в этом году вполне реально. Потом быстрые сборы, кормежка зверушек, себе каша, посуда, быстрая стирка пеленок собачьих, одеться и где-то в начале восьмого вылететь навстречу судьбе.
В этом году приходится по ряду обстоятельств ездить общественным транспортом, что ж, так вышло. Правда, варианты добираться примерно одинаковы: пешком 20 мин до конечной остановки автобуса, который подвозит прямо к школе, или 10 мин до автобуса, который подвозит ко второй остановки моего автобуса от конечной, 5-7 мин ожидания, и подходит мой красавец под № 50 Обычно 15-20 минут – и я на своей остановке напротив школы. Приезжаю где-то минут за 40-50 до начала первого урока. Проверенные тетради разложить по порядку их выдачи, что-то занести в электронный журнал, написать для каждого класса список тех, кого буду спрашивать, если не составила, дописать карточки для контрольной в 10 кл. В 10 классе провожу контрольные – проверочные через урок или два. Их почти 40 человек, устно никак не опросить.
Звенит звонок….поехали.
8б химия. На первом уроке дети просто спят, не бузят, потихоньку тянутся….их волнует, буду ли сегодня спрашивать. И я им сообщаю радостную вещь: НЕТ! Опроса не будет! Для группы 1, передовиков, новый материал, для группы 2, отстающих, конспект параграфа по приблизительно той же теме. Им пишу задание на доске с пометкой: тетради сдать! Предупреждаю передовиков, что им сдавать не надо, будет опрос на следующем уроке. Все счастливы. Этот урок переживем, а на следующем….может, учитель заболеет (или помрет, мало ли), может, забудет, может, еще какой катаклизм случится, и опроса не будет. Тихо хихикаю, читая эти мысли на их лицах. Понятно, материал все сложнее, усталость к концу года накопилась у всех. Да и я же не зверь какой, если можно пружину ослабить, почему этого не сделать? Порой и себе хочется вожжи отпустить.
В полной тишине и благости начинаю объяснение. Тема сложная: химическая связь…..начинаю издалека…..только вошла в азарт – открывается дверь, заходит М. Здоровается и с вопросом: можно? Тихонько крадется на свое место. Ну да, не выгонять же. Только открываю рот для продолжения…..входит Ф. угрюмый и недовольный. Ему я просто киваю головой и говорю: задание на доске. Спрашиваю: а где Х.??? Она новенькая,в коллектив не вписывается,
постоянно опаздывает, живет у бабушки,родители выбираются из Казахстана,
девочка совсем ничего не хочет делать.И тут….явление Христа…нет, нет, Марии Магдалины, то есть Х., народу в полной красе! Спортивные бесформенные штаны, такая же распахнутая курточка, под которой белый топ, жующий жвачку рот…..полная бестрепетность и пофигизм во взоре. Ну, что я могу сделать? Спокойно продолжать объяснять новый материал. По ходу пьесы задаю вопросы, отмечаю отвечающих в своей тетради, вновь рассказываю, рисую схемы, вновь спрашиваю…..мой творческий полет обрывает звонок. Еле успеваю дать ДЗ передовикам, собираю тетради отстающих, отмечая про себя, что сдали не все, далеко не все!, ставлю отметки тем, кто отвечал во время объяснения, и с чувством выполненного долга отползаю, прижимая собранные тетради к груди, в свою лаборантскую. Там уже сидит моя коллега М.Е., сосредоточенно размышляя о чем-то….и экспрессивно рассказывает, как бурно прошел у нее урок в 5-м классе и что вытворяли дети. Радуется, что не взяла над ними классное руководство, как хотела директор. Сочувствуем друг другу, а тут вновь звонок подоспел. Перемена короткая, 10 мин, только вдохнуть и выдохнуть успеваешь.
8а химия. Зверушки-покатушки. Еще до звонка пытались выломать мне дверь в кабинет, ломились – зачем, ведь не учиться же! Дверь на перемену я закрываю на ключ, пусть класс проветрится и тоже отдохнет от криков. Ну, а если класс закрыт, надо нагло заглядывать в лаборантскую или лупить в ее дверь.
После звонка ученики влетают с воплями, гиканьем, воем и прочими звуками. На прошлой неделе вот так, залетая в класс, специально сломали ключ в двери кабинета, потом один бузотер жаловался, что пальчик-то бо-бо… надо
срочно в медкабинет….лишь бы не учиться.
Вдруг заходит их классный руководитель и начинает приводить детей в порядок. Более-менее успокоились, но я-то знаю обманчивость этого покоя. До закрытия двери за классной! Так и есть. Успеваю пройти по рядам, проверить наличие всего необходимого. Недовольно достают….учебник забыл….тетрадь забыл….дневника нет вообще…..ручку… дайте ему кто- нибудь, кто может! Никто. Даю свою запасную. Навсегда. Тем, кто без тетради, даю листок чистой бумаги. Ну, все обеспечены более-менее. Ан нет, кто-то вопияет, что ему нужен, представляете, нужен учебник! Есть у меня и учебник, и не один. Запасливые мы, учителя, готовы ко всему, в том числе форм-мажору.
Шум нарастает. К моменту окончания прохода по классу дети совсем расслабились, задания на доске совершенно не видят. Нарастает и моя злость.
Сдерживаюсь. Во время уроков в таких классах моя основная задача – сдержаться и не наговорить того, чего не следует и теми словами, которые не следует произносить. С каждым уроком это сделать все сложнее. Вот сейчас пишу о прошедших событиях, и от негодования, невозможности нормально проводить уроки, своей беспомощности прямо кровь в лицо ударяет и в голову. Это я дома, в своем кресле у компа, в тишине и покое. Представьте, какое сильнейшее нервное напряжение испытываешь во время урока, когда и урока-то нет, потому как нет понятия о дисциплине в школе, о правильности своего поведения и того, что учитель – взрослый человек, человек на работе, права которого ты нарушаешь и нарушаешь права своих товарищей, которые хотят учиться. Тем самым нарушается федеральный закон об образовании.За что, между прочим, грозит уголовная ответственность. Но кто будет этим заниматься??? Тех, кто хочет учиться и понимает необходимость этого, мало, но они есть. Но у остальных, как обычно: права только у меня, любимого мамой и папой, остальные – мусор и препятствия в моей жизни. У них обязанности, вот пусть их и исполняют. А мы посмотрим. Я – Личность! Я – лидер!!!! В чем? В бузотерстве? Задание для группы двоечников уже на доске. Поясняю вновь, что вся группа обязана сдать тетради! ВСЯ! Без исключения. Группа передовиков отвечает устно, тетради не сдает.
И как на прошлом уроке, диктую фамилии тех, кого буду спрашивать, вопросы уже вразброд, кому что попадет, 7 мин на вспоминание материала. Тема – ионная химическая связь. Пока готовятся – пишу задания для передовиков на доске. Кто ответит на мои вопросы – сразу их делает и мне показывает.
Настраиваю электронный журнал, отмечаю присутствующих- отсутствующих……время подготовки закончилось. В это время двоечники вновь начали вновь. Ну, неохота им трудиться. Одна вообще заявили, что у нее рука не железная. Другой вопит, что мне зря зарплату платят, не умею я, его, такого красивого, заинтересовать своим предметом (точно слова родительницы), третий ничего не пишет, просто болтает с соседом, на мое замечание говорит: а я читаю параграф! Остальные сидят с открытыми гаджетами, играют во что-то и вопят, не переставая….Ор невообразимый.
Я, повысив голос, прямо им говорю, что если будут мешать вести опрос,то тот, кто нарушает дисциплину, будет отвечать устно по теме, озвученной для передовиков. Учебный план никто не отменял… И пошло- поехало….вопли, нецензурная брань, в том числе в мой адрес….стоны и визги, затевается драка, кто-то лезет под стол, кто-то судорожно жует и запивает…..заходит директор с лицом, на котором написано, мягко говоря, удивление. Дети забыли, что стена моего кабинета смежная со стеной кабинета директора. Не представляете, но эти разгильдяи встали, замолчали, но по лицам видно, что ничего не осознали. Директор окинула опытным взором доску, увидела, что задания есть для всех, призвала детей к порядку и выполнению заданий и ушла.
Итог: урок сорван, опрос сорван, новый материал не объяснен, но тетради у
двоечников собираю принципиально. Чтобы жизнь медок не казалась. Сдали человек 5, наверно, из 15 Ну что же. Остальным двойки и без всяких разговоров.
Звонок с урока прерывает мои муки. С лицом, на котором написано полное отчаяние, иду в свою лаборантскую, место отдохновения нашего. Класс закрыт на ключ, окно открыто на проветривание. Перемена, по счастью, большая….за 20 минут можно и чаю попить, и как-то успокоиться. Вновь делимся с коллегой новыми – старыми новостями проведенных уроков…ибо ничего нового не произошло, изо дня в день одно и то же, только, так сказать, разной мощности извержения. Невольно и далеко не в первый раз закрадывается мысль о бесполезности моей деятельности. Да, базовую зарплату платят независимо от полученного итогового результата. Но результата-то НЕТ! Нет понимания предмета, нет желания мыслить, работать, есть одно желание: получать удовольствия даже таким низменным способом и как можно дольше. Чувствую, как низкие энергии захлестывают меня…вместе с коллегой обсуждаем необходимость повесить в классе икону святой Екатерины…и отвергаем, так как мусульманские дети нажалуются, и будет там невесело. Но хотя бы в лаборантской повесить! Сказано – сделано. С зимы у нас стоит иконка Ксении Блаженной, нашей любимой питерской святой. Дышать стало легче.
А ведь проведено только два урока. Два из семи, представляете? А сколько уже негатива, невидимых слез, отчаяния, сколько сгорело нейронов, и их обрывки замусоривают изможденный организм….
И вновь звонок к следующему уроку. По расписанию химия в 8в, самом тяжелом классе из восьмых. Там настолько плохо, что реально двойки у 20 учеников из 33, да и те, положительные, натянуты. Кроме одного мальчишечки, у которого цель: выучиться, получить хороший аттестат , поступить в вуз, стать специалистом и получить хорошую работу. Очень его уважаю. Всегда готов, всегда есть ДЗ, просит дополнительные задания….молодец, маленький труженик.
Да же описывать происходящее не в состоянии. В разы хуже, чем на предыдущем уроке. Скачут по классу, сломали мне цветы на столе у дальней стены, сорвали штору с окна, устроили столовую, причем все объедки и посуду, упаковки кидают на пол. Изгваздан пол, замызганы парты, на них нарисованы всякие непристойности. Вопли стоят невообразимые. Я сама себя не слышу. Звоню завучу по воспитательной работе в 5-8 классах. Она спускается со второго этажа, пытается успокоить эту вакханалию, что ей пости удается. Она все-таки какой-никакой властью облечена. Читает им мораль…..а толку-то? Сколько раз ученики все это слушали и еще услышат! Но поведение классного руководителя, а у нее два класса в руководстве, 8а и 8б, оба бузотеры известные, такова: они талантливые актеры, певцы, музыканты, тележурналисты…..на уроках появляются нечасто, у них другие задания, исполнение которых очень важно для школы. Дело доходит до того, что она втихую исправляет мои двойки на четверки, которые эти «золотые» дети в принципе не могли получить. И я вновь исправляю на двойки, после этого они исправляются на тройки…..в конце концов я просто плюнула на все это. Директор в курсе, чего я вылезаю-то? Администрации нужна хорошая отчетность, а я вечно лезу со своей принципиальностью. Как будут сдавать ОГЭ в 9-м классе? А вы не знаете? Могу рассказать как-нибудь. На столы при последней пересдаче просто готовые ответы кладутся, камер-тонет. Вот и все. На ЕГЭ хуже, там так просто не получится. Зато туалеты все в шпаргалках….вон в одной школе аж слив так замусорился ими, что залило этажи ниже….в общем, все отработано, и в этом тоже крутятся большие, очень большие деньги.
Итак, химия в 8в сорвана. Начисто. Пожимаю плечами: а что я могу сделать? Ничего. И завуч мне прямо заявляет, что я плохой педагог, раз не могу наладить дисциплину в классе. На что отвечаю, что у меня нет вообще-то педагогического образования, только повышение квалификации…молчу о том, что считаю педагогику и психологию вовсе не науками, а так….рассказами непойми о чем. И на мой вопрос, так что делать-то в итоге? Завуч отвечает – я не знаю….а придется узнать, ибо на будущий год именно ей отдают в классное руководство этот неуправляемый класс.
Для тех, кто незнаком со мной более близко, открываю некоторые подробности своей биографии. Да, я не педагог по базовому образованию. В моем красном дипломе написано: специальность «химия», квалификация«химик». У меня 6 лет химфака одного из лучших университетов
мира –Ленинградского, потом еще 4 года аспирантуры с досрочной защитой диссертации. Долгие годы работы в КБ аэрокосмического при боростроения и Российского центра лазерной физики. В «благословенные» 90-е пришла преподавать в высшую школу, ибо науку практически уничтожили. Там был закон: работаешь на кафедре робототехники, обязан читать все курсы, которые там читаются. Освоила физику, теорию горения и взрыва, техносферную безопасность. В 10-м году начала совмещать со школой, потом совсем ушла туда. В школе 14 лет.
Потому предметы свои я знаю, безусловно. Никакие педагогические приемы без любого наказания не сработают. Ибо процесс обучение равнозначен процессу дрессировки, то есть кнут и пряник. Кнут у нас отобрали, пряник постоянно совать – диабет заработаю.
Отвлеклась я. Но для отвлечения от негатива это было необходимо. Потому перехожу к 10-му классу….. Описывать предыдущий урок физики в 8а смысла нет, одно повторение поведения «стада диких обезьян», как я назвала класс, нет смысла.
В 10 набрали двоечников, которые все эти годы не учились. Зачем остались якобы учиться? И не взять невозможно, ибо закон о всеобщем среднем образовании никто не отменял. Напишут родители заявление о желании дитятки учиться в 10 классе, и никто не может этому желанию противостоять. Вот и набрали изначально 45 человек….в классе даже столов и стульев не хватало. Правда, чуть позже все-таки некоторые либо сами ушли, либо под давлением администрации им пришлось уйти, в итоге осталось 38 человек, что тоже совсем немало. Не умеющих и не желающих=учиться тоже оказалось немало.
Сегодня у нас проверочная работа по теме, озвученной на прошлом уроке. Программа такая, что можно успеть только открыть учебник, прочесть оглавление и закрыть его….более-менее изучить материал не удается даже при моем огромном усилии, желании и возможности. Мои возможности абсолютно не совпадают с желаниями и возможностями учеников и спущенной нам сверху программы обучения.
Ну что же. Не заморачиваясь на перекличку, с места в карьер начинаю раздавать карточки, каждому свою. Просто называю фамилию, они заранее переписаны в мою «тетрадь смерти», ставлю номер карточки и отдаю ее. Итак почти всем, за исключением нескольких человек, которые в прошлом полугодии пытались усвоить основы органической химии, но, простите, мозга не хватило. Они учили, ходили ко мне на допзанятия, честно пытались понять, но устройство их мозга было таково, что материал усвоить не смогли. Тройки я им поставила, но в этом полугодии они занимаются тем же, что и 11 класс. Только темы в 10 классе другие: Липиды. Строение, основные структурные единицы, свойства. Воски, строение….и так далее. Для каждого такая многим ненавистная училка найдет свою и только свою тему. Почему ненавистная? Потому как учить, работать, думать заставляет любого и каждого, а это ох как непросто….потому особо одаренные альтернативно во время урока свистят….рыгают, простите, свистят, зачитывают на весь класс мой статус в VK, благо страница открыта. Двое уже совсем одаренных пытались сбежать с уроков через окно моей лаборантской, ибо она, как и кабинет химии, на 1 этаже, решетки нет и ,в отличие от окон класса, на окне есть ручка для открывания-закрывания. Гардеробщица бдительность проявила и отловила их на подоконнике буквально за штаны. Теперь дверь закрываю на ключ….
Все-таки более-менее успокаиваются, погружаются в материал…кто-то что-то спрашивает….а я могу проверить ранее собранные тетрадки и хорошо, если успею поставить полученные оценки в журнал. Так мирно и почти спокойно урок, ко всеобщей радости, заканчивается. Ура!
Остался самый неприятный во всех отношениях урок вновь в самом боевом классе, но уже урок физики! Переживу…и не такое переживала…в конце-концов день учебный заканчивается, что радует неимоверно.
В лаборантской тихо переговариваемся, радуясь тому, что дожили до предпоследнего урока….верим, что переживем и его.
И вновь звонок зовет нас в бой. Но – никого нет! Где ученики? По одному тянутся, ползут, видно, что совершенно уже нет настроения и сил биться со мной….бОльшая часть сидит в столовой. Я не хожу туда выгонять их на урок. Не считаю нужным. В моих должностных обязанностях нет обязанности ловить учеников и, простите, гнать их на урок из туалетов, столовой и еще откуда-нибудь. Потому спокойно пишу на доске задания для группы отстающих – конспект параграфа и упражнение после него, и для группы передовиков, коих два-три человека, самостоятельно изучить – законспектировать тему, перешедшую в программу из 9 класса. Поскольку их совсем мало, передовиков на уроке, даю им учебники 9 класса. Тишина. Мир и покой….как они необходимы измученному мозгу и истрепанным нервам! Тихонько продолжаю проверять сданные мне тетради…..все довольны. Все сдают тетради с конспектами, ибо понимание того, что сегодня получат положительную оценку, есть.
Господи, дай сил провести последний урок! Сегодня 9в пишет проверочную работу.
Ну, здесь все понятно. Карточки у меня есть с прошлого года, не надо было их готовить. Те, кто хотят 4 и 5, разбирают их, те, готов только на 3, получают задание простейшее: конспект и упражнение к нему. Пытаются списать….я предупреждаю, что карточки составлены мною лично, списать их дружно, ибо ответов нет. А если что и списали…..даже проверять не буду, сразу 2 поставлю. В тетрадях рабочих все есть, ими я пользоваться разрешаю.
Лафа, просто, правда? Но можете мне поверить, у многих мозга не хватает,
чтобы использовать записанное в собственной тетради….
В первый год моей работы меня учили директор и завуч правилам работы в школе. Я им бесконечно благодарна за эту науку.
Вызвала меня как-то на беседу, про двоечников. И спрашивает: ученик А. ходит у вас на уроки? – Да, чаще ходит, чем пропускает.
- Есть ли у него конспект урока? – Да, что-то пишет, периодически тетради собираю для проверки.
- Смотрите. Он присутствует на уроках. У него есть конспекты уроков. Это уже 3.
Молчу, ошеломленная.
- Отвечает ли он на ваши вопросы?
- Если найдет ответ в тетради, то зачитывает.
- Смотрите. Он ходит на уроки. У него есть конспекты уроков. Он ориентируется в своих конспектах. Это уже 4.
Совершенно ошеломленная, тихо говорю: «Я все поняла, Галина Ханьевна». И пошла двойки исправлять на тройки, тройки на четверки…..Вот так сейчас и поступаю.
Вторник закончился. Все живы и относительно здоровы. Начинаю уборку класса, то есть мою доску, поливаю цветы, подбираю мусор. Прихожу в себя. В течение получаса на допзадания или с вопросами никто не пришел, пересдавать физику или химию тоже не пришли, как обычно. Собираю вещи и отплываю домой……Семнадцать часов. Зимой – темень на улице, грустно. Весной светло и какая-никакая радость от близости лета наступает. Потому домой не отползаю, бодро отлетаю! До завтра, школа!
**************************************************************************************
продолжение следует
**************************************************************************************