«Я вовсе не одержим смертью, как это многим кажется.
Мои работы не обязательно мрачные – они могут быть и забавными.
Смерть для меня – это просто один из аспектов жизни», - фотохудожник Джоэл-Питер Уиткин
Смерть — это такая же тема для искусства как и все остальные. На выставке «Чего ты боишься?» художники открыто размышляют над ней, будь то «смерть» индивидуальности, домашних животных или близких людей. В мировом искусстве данная тема также активно эксплуатируется художниками.
Скандальный фотограф Джоэл-Питер Уиткин, перевернул местами категории «красивое» и «ужасное» в фотографии, используя смерть как источник вдохновения.
Сюжеты и стилистика работ Уиткина.
Слава к Уткину пришла с первых выставочных проектов. С конца 1960-х годов любая выставка, где появлялись его работы, становилась местом притяжения скандалов. Его запрещали во многих штатах США, а преподобный Пэт Робертсон (политический и религиозный деятель ультраконсервативных взглядов) называл его сатанистом. Несмотря на экстравагантность своих работ, фотохудожник никогда не высказывался о церкви плохо. Вера — это неотъемлемая часть его жизни.
Основные темы: смерть и тленность. Он не стремится показать смерть ужасной, а показывает ее реализм. Стирая границы, «отменяя табуированность темы», он хочет чтобы ее перестали скрывать, как что-то запретное или несуществующее.
В одном из интервью он говорит: «Я не буду фотографировать человека, который избивает другого. К своей работе с моделями я подхожу прежде всего с этических позиций. Работаю только с невостребованными телами, ибо понимаю, что в противном случае мои действия могут вызвать боль у родственников».
Его модели обладают изъянами в привычном представлении. Деформированные тела, дополнительные руки, все, что некрасиво в призме конвенциональной красоты. Сюжеты его часто отталкивают и удивляют зрителя. Используя необычных моделей, он помещает их в максимально известные, даже библейские композиции. Директор отдела современного искусства в музее Гуггенхайм говорил о Уиткине: «В его снимках проявляется причудливая любовь времен барокко к эксцессам. Они наполнены тоской по декадансу и экстазу, и обращением к расчленяемым в анатомических театрах телам, навеяны полотнами Бернини».
Мотивы прошлых эпох он поддерживает с использованием техники дагерротипа. Снимает исключительно на пленочные камеры, а весь постпродакшн делает деформируя распечатанные снимки. Царапинами, засветами и всевозможными фокусами. Из-за такого трудоемкого процесса он не выпускает сотни фотографий в год. Найти модель, собрать все декорации, продумать концепцию.
Что побудило его работать с темой смерти?
Первая его встреча со смертью произошла в детстве: «Мне было лет шесть. Мы с матерью и братом шли в церковь. Вдруг услышали жуткий скрежет железа, лязг колес. Мы увидели, как перевернулась машина. В последующем хаосе меня просто потеряли. Я потом понял, что мать помогала людям, а брат, видимо, был с ней. А я остался стоять в одиночестве, в стороне — и так как мне было всего шесть лет, и ничего подобного я в жизни не видел, я просто глаз не мог оторвать от этой машины, завороженный тем, как она была красиво освещена, игрой света и тени. И неожиданно из этой тени прямо на солнечный свет выкатилось что-то. Я подумал, что это мячик, но это оказалась голова девочки». Этот случай навсегда отпечатался в памяти мальчика и стал решающим в выборе основных паттернов творчества.
Сложно сказать, что именно стало причиной, по которой Уиткин занялся именно фотографией. Возможно, повлиял отец, который показывал мальчику журналы, или в целом творческая направленность родителей. Они хотели заниматься музыкой, но финансовые сложности иммигрантов сделали из матери фотографа, бухгалтера, а из отца — стекольщика.
Вторая встреча с иным приходится на подростковый возраст, когда он с братом близнецом снимал Шоу уродов. Снимали они вместе, но оба в фотографии не остались. Его брат Джером стал художником- реалистом и иногда они устраивают совместные выставки.
84-летний фотограф говорит с помощью смерти и открывают эту тему для широкой публики. Ведь пока она будет табуирована, преодолеть страх смерти просто не получится.
О переживаниях и преодолении страха смерти размышляют художники на выставке «Чего ты боишься?». Куратор Елена Селина определяет название «Чего ты боишься?» как вопрос и одновременно как руководство к действию.
Билеты по ссылке.