1,4K подписчиков

Читайте детям книги! Это один из лучших советов, который я, как логопед, могу дать родителям современного дошкольника

Тульская служба новостей (ТСН24) готовила материал о чтении, книгах и развитии детской речи. Искренне благодарна ТСН24 за приглашение стать экспертом и возможность высказать свое мнение. Здесь вы можете увидеть итоговый вариант статьи (https://www.tsn24.ru/2024/05/17/307963-iskusstvennyy-intellekt-ne-zamenit-mamu-ili-kak-so-vklyucheniem-gadzheta-vyklyuchaetsya-rebenok-/), а ниже прочитать мой комментарий целиком.

Тульская служба новостей (ТСН24) готовила материал о чтении, книгах и развитии детской речи. Искренне благодарна ТСН24 за приглашение стать экспертом и возможность высказать свое мнение.

Я родилась в Советском Союзе, стране, где читать одиннадцать часов в неделю было нормой для обычного человека.

Задайте себе вопрос, но только ответьте честно: а вы укладывайтесь в статистику самой читающей страны?

Большинство родителей виновато пожимают плечами: «Времени нет, работаем». Кто-то улыбается: «Да не люблю я это. Лучше фильм посмотрю. Вон совсем недавно новый «Евгений Онегин» вышел». А некоторые читают каждый день: новости, посты в ВК, статьи в Дзене...

Спросишь: «Какую книгу вы прочитали последней?». И чувствуешь себя неловко под растерянным взглядом взрослого человека.

А что говорить о детях? Современный ребенок читать не привык. Скажу больше: не каждому дошкольнику нравится, когда ему читают.

- Ой, чтение не для него, - вздыхает мама, - из-за компьютера не вытащишь.

Но давайте не будем перекладывать ответственность на гаджеты, а лучше подумаем: что мы, взрослые, сделали, чтобы подружить ребенка с книгой?

Я работаю в замечательном детском саду. Он большой, светлый, сказочный. В его коридорах нарисованы разные герои. Идешь с ребенком мимо медицинского кабинета. А перед кабинетом, на стене - доктор Айболит. Ты улыбаешься, начинаешь цитировать знакомые с детства стройки: «Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться: и корова, и...». Дошкольник подхватывает мысль, смеется: «Бычица!».

Мне искренне жаль этого малыша. Он не знаком с произведениями Корнея Чуковского. Хотя ему они бы точно понравились: вон как сияют глаза. А ребенок просто услышал краем уха напевные строки.

Вот еще один пример, реальная ситуация из моей практики.

Мы проходим букву Б. В букваре нарисован мальчик Боря на пороге библиотеки. Говорю дошкольникам:

- Давайте поможем Боре: вместе посоветуем книги. Пусть в них будут герои, в чьих именах «прячется» его любимая буква, - Б.

Сказала и жду: вот сейчас ребята точно вспомнят Буратино, Бармалея, Карабаса-Барабаса, Бабу Ягу в конце концов.

Увы. Дети молчат. Наконец руку несмело тянет одна девочка:

- Наталья Юрьевна, а «Битва экстрасенсов» подойдет?

Мальчишки тоже оживились:

- Точно! А бокс? Бокс можно?

Ну что тут скажешь? Мы могли открыть ребёнку двери в лучший мир. Мир, полный дружбы, таинственных опасностей и приключений. Мир, где добро побеждает зло, а чудеса действительно случаются. Могли, но не захотели. Щёлкнули пультом телевизора, включили умную колонку. И оправдались перед собой: «Не нравятся ему книги. Не любит». А как иначе, если маму перед телевизором ребенок видит постоянно, а маму с книгой, увы, все реже и реже?

Тульская служба новостей (ТСН24) готовила материал о чтении, книгах и развитии детской речи. Искренне благодарна ТСН24 за приглашение стать экспертом и возможность высказать свое мнение.-2

Давайте исправим это и выделим время для чтения. Будем читать дошкольнику каждый день, лучше перед сном, потому что в спокойной обстановке легче сосредоточиться. Только представьте: тихо в спальне, уютно горит лампа; мама обняла ребёнка и неторопливо переворачивает страницы.

Начните с самых известных сказок. Не думайте о том, что они не по возрасту. Прочитайте пятилетке «Репку» или «Курочку Рябу», а через какое-то время попросите сказку пересказать. Вы удивитесь, но мало кто из ребят может связать слова в понятные предложения: это тяжело, непривычно.

Хорошо, если сначала дошкольник будет просто договаривать за вами:

- Жили-были...

- Дед и баба.

- И была у них...

- Курочка Ряба.

Если чтение станет вашей традицией, ребёнок постепенно запомнит сказку, а там и до полноценного пересказа недалеко. Однажды вечером, глядя на картинку, он сам расскажет вам «Курочку Рябу». Расскажет потому, что все это время вы терпеливо работали над развитием его связной речи.

Русские сказки с их повторяющимся цикличным сюжетом как нельзя лучше подходят для этого. «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может! Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут!». События сказки словно подсказывают дошкольнику, о чём сейчас говорить и какую фразу использовать: не запутаешься.

Будет совсем хорошо, если вы попробуете обыгрывать эти истории, так малыш точно не заскучает. Можно стучать по книжной странице: «Тук-тук-тук, кто в теремочке живёт?»; говорить, меняя тембр и интонацию: низким голосом за папу-медведя («Кто ел из моей миски?») и высоким за малютку-Мишутку («Кто ел из моей миски и все съел?»); и даже двигаться: ведь никто не мешает вам обнять ребенка за плечи и раскачиваться вместе с ним, «вытягивая» невидимую репку.

Тульская служба новостей (ТСН24) готовила материал о чтении, книгах и развитии детской речи. Искренне благодарна ТСН24 за приглашение стать экспертом и возможность высказать свое мнение.-3

Интересно, когда сказку читают именно так? Конечно. Ребёнку нравится слушать, а маме нравится читать. Потому что она не просто работает в режиме умной колонки, она проводит время со своим ребёнком. И на этот момент нужно обратить особенное внимание.

Искусственный интеллект не может заменить человека. Мало попросить: «Алиса, расскажи сказку». Потому что Алиса не видит вашего ребёнка. Она не подстраивается под его реакции и не делает пауз, когда дошкольник замирает, удивленно хлопая глазами. Она даже не пытается объяснить непонятные слова, потому что Алиса - не мама.

Прослушанная в ее исполнении сказка, скорее всего, останется непонятой. Не верите? Тогда ещё один пример.

Я читала детям историю про Красную Шапочку. Помните? Красная Шапочка взяла лукошко с пирогами и пошла по тропинке через лес.

Дошкольники отвлеклись, смотрят по сторонам, ерзают на стульях, а ведь сказка едва началась. В чем дело?

Спрашиваю у ребят:

- Дети, а что такое «лукошко»?

Тишина. И в этой тишине неуверенное:

- Лукошко? Лукошко – это кошка, которая есть лук.

Теперь представьте, что творится в голове у ребёнка. Красная Шапочка взяла кошку, которая перед этим наелась лука, положила в нее пирожки и отправилась через лес. Дошкольник не понимает, что происходит, и, конечно же, отвлекается. Зачем слушать ерунду?

Намного позже, когда сказка будет прочитана не один раз, а вы убедитесь, что ребенок действительно разобрался в сюжете, вы сможете предложить ему аудиовариант. Тогда и только тогда, история заиграет новыми красками.

Но если вместо вас сказки рассказывает Алиса, будьте готовы к тому, что скоро ребёнок начнет воспринимать их как фон.

Не спешите знакомить дошкольника с последними новинками техники. Лучше покажите ему диафильмы. Те самые истории, которые в нашем детстве появлялись на белой двери или простыне.

Крупную иллюстрацию приятно рассматривать, она не двигается, а значит, ребёнок не отвлекается от того, что читает мама. Будьте уверены, на третий или четвертый раз он сам захочет озвучить эти картинки.

«Да где их сейчас возьмешь?», - вдохнёте вы. - «Вот в нашей семье диапроектор не сохранили...».

А он и не нужен. Потому что в 21 веке диафильмы уже оцифрованы. Просто напишите в поисковике: «Диафильм, “Морозко”». И пусть вместо простыни у вас будет экран умного телевизора. Сути это не меняет. Ребёнок проводит время с вами вместе, он внимательно слушает, запоминает, говорит. А значит, развивается.

Тульская служба новостей (ТСН24) готовила материал о чтении, книгах и развитии детской речи. Искренне благодарна ТСН24 за приглашение стать экспертом и возможность высказать свое мнение.-4

Сегодня у этого явление есть термин: интерактивное чтение. Чтобы окончательно убедить вас, я приведу цифры.

Учёные провели интересный эксперимент. Они разделили трёхлетних детей на две группы. Четыре недели взрослые читали детям сказки.

Одним - традиционным способом: просто озвучивали написанный текст.

С другими взрослые использовали книгу как средство общения. Обыгрывали сказки, смеялись, рассматривали картинки. А еще задавали вопросы и рассказывали о том, что написано между строк. «Вот Курочка Ряба. Ряба, потому что пятнистая, рябая. Посмотришь, и рябит перед глазами, сливается: пятнышко, пятнышко, пятнышко...».

Через четыре недели учёные провели речевые тесты. Оказалось, что дети из второй группы на восемь с половиной месяцев (!) опережают своих сверстников по уровню развития речи. И это действительно впечатляет.

Я понимаю, что сегодня мы все очень и очень заняты. Много работаем, устаём в пробках, загружены домашними делами. Очень часто взрослый включает гаджет, чтобы «выключить» самого ребенка.

Но всё может быть и иначе. Это просто: вернуть совместное чтение и удовольствие от общения друг с другом.

Попробуйте читать ребенку в течение одного месяца хотя бы по 30 минут. А еще освойте несколько полезных приёмов.

- Читайте неторопливо, чётко. Помните: малыш обязательно будет подражать вашей манере. Так заложено природой.

- Сопровождайте чтение мимикой и жестами, тогда дошкольнику будет действительно интересно.

- Попробуйте задавать как можно больше вопросов. Так вы убедитесь в том, что ребенок понимает суть истории, и не позволите ему «клевать носом». С радостью принимайте детские ответы: наивные, порой нелепые, они будут становиться лучше с каждым днём.

- Обязательно предлагайте крохе прикоснуться к изображениям на картинках. Указательный жест позволит проложить новые нейронные связи в коре головного мозга. Ребёнок просто тыкает пальчиком и... умнеет.

- Обыгрывайте сказки: попросите дошкольника показать, как медведь, ходит, спит, рычит. Такую информацию он точно не забудет.

- Прерывайте чтение, чтобы обсудить прочитанное. Хорошо, если между вами и ребенком возникнет настоящий диалог. Беспроигрышный вариант - спросить: «Как ты думаешь, что будет дальше? Вот мне кажется, что...». Выслушав вас, сын или дочка обязательно захотят поделиться своим мнением.

Тульская служба новостей (ТСН24) готовила материал о чтении, книгах и развитии детской речи. Искренне благодарна ТСН24 за приглашение стать экспертом и возможность высказать свое мнение.-5

Начните читать вашему ребенку. Время, проведенное с книгой, окупится сторицей.