На дворе разгар июня, по всей России собирают первый урожай где клубники, где вишни и сладкой сочной черешни. У птиц самый разгар гнездования и у многих уже подрощеные птенцы начинают вставать на крыло, зачастую при этом вываливаясь по неосторожности из гнезд.
Сельскохозяйственные работы идут полным ходом.
Не менее хлопотным был июнь и у наших предков, который имел в старину массу различных названий и был одним из самых тяжелых месяцев в году.
В Древней Руси июнь был четвертым, а потом и вовсе десятым месяцем в году. И лишь с 1700 года он занял свое нынешнее место. Наши предки называли его изок, то есть кузнечик — насекомое, которое появляется в июне в изобилии и оглашает воздух своей незамысловатой веселой песенкой.
Так же июнь часто называли червенем, потому что именно в это время вишня начинала краснеть, расцветали маки, герань луговая и шиповник.
Июнь-хлеборост, название это говорило само за себя, отражая самый важный сельскохозяйственный процесс, который происходил в это время.
Июнь-кресник. Кресинами наши деды называли время летнего солнцеворота. Важнецшей точки в народном календаре древних славян. Солнечное сияние – красным кресом. Крес – огонь. Красным огнем в июне солнце загорается и отмечается, красный день, когда травы своей целебной силой с людьми делятся. А еще летнее солнцестояние, после которого дни начнут немного убавляться.
Июнь ласкал тёплым солнцем и ублажал взор пёстрым разноцветьем, но почти по всей Руси в эту пору в крестьянских амбарах гулял ветер – они были пусты в ожидании нового урожая. Это отразилось в народном фольклоре, отразившем это непростое время для крестьянских семей:
«Богат июнь-месяц, а и то после дедушки-апреля крошки подбирает!»
«Что май, что июнь – оба впроголодь!»
«В июне есть нечего, да жить весело: цветы цветут, соловьи поют!».
В это время ели преимущественно растительную пищу и салаты, а так же продукты, получаемые из молока, если имелась корова. Отсюда и щи из крапивы, и салаты из сныти, и тюря.
Хозяйки примешивали толчённые семена диких трав в выпечку, так же, как и мякину – грубые остатки отрубей после молотьбы зерна. Чаще всего русские крестьяне добавляли в «голодный хлеб» разновидности сорной травы лебеды. В XVIII веке она снискала печальную славу «второго хлеба»:
«С июньского хлеба не велик прок: весь разносол — мякина, лебеда да крапива!»
В некоторых российских губерниях в муку примешивали не только семена и корни трав, но и толкли сосновую кору и берёзовый луб – часть ствола между берестой и древесиной. В Олонецкой губернии (нынешней Карелии) «мешают с ржаною и ячменною мукою сосновую кору, в муку истолченную, которую снявши с дерева, сушат летом на солнце и, очистя верхний черный слой, толкут и месят тесто, прибавя несколько ржаной и ячменной муки».
На русском Севере поморы, «перемешав кору и прочею с рыбою и
молоком, делают пресные и тонкие колобки».
Во многих губерниях России в это время в еду добавляли и пырейник, корни которого промывали, сушили в
тени, крошили, а потом ещё раз просушивали в печке. Потом их мололи и добавляли в ржаную муку — на три четверика ржи один четверик корней пырейника (1 четверик – 26,24 л). В замес квашни примешивали также и просушенные истолчённые корни репейника, либо конопляные, льняные или подсолнечные жмыхи.
Нехватка еды усугублялась жарой и тяжелой работой, которую приходилось вести в это время и женщинам и мужчинам. Именно в это время в полях в полдень считалось, что могла появится опасная нечисть - полуденница🥶
которая ассоциировалась с помутнением рассудка, солнечным ударом и даже смертью. Поэтому в полдень летом никогда в поле никто не работал, устраивая перерыв на отдых в тени.
После окончания посевной как в поле так и на огородах приходилось бороться с сорняками, что до сих пор испытывают на своей шкуре дачники. Прополкой занимались испокон женщины и дети.
«Пришел июнь-розан-цвет, отбою от работы нет!»
«Поводит июнь на работу — отобьет до песен охоту!»
Для мужчин, не успевших отдохнуть как следует после посевной , начиналась тяжёлая пора прятанья.
Этой черной работой в лесу занималась только взрослые сильные мужчины всей деревни. Прятать – означало выкорчёвывать сожжённый лес, чтобы
освободить землю под посев льна и ячменя. Речь идёт о древнейшем способе подсечного земледелия, когда сперва вырубали строевой бревенчак на постройки (как правило это происходило зимой), а потом выжигали обширную лесную площадь. Только на второй год после этого в начале лета
крестьяне шли прятать.
В основном приходилось убирать громадные головни и корчевать обгоревшие пни. Чтобы выдрать пень из земли, необходимо было обрубить корни, глубоко подкопать вокруг и потом раскачать его при помощи рычага и верёвок. Работа усугублялась наличием в таких местах кровососущего летнего гнуса, который в изобилии слетался в жаркую погоду на вспотевших от работы мужиков. Силушки богатырской для этого требовалось много, сильно работала, сильно потели. Зато Освобождённые таким образом от леса земли, называемая «гари», и почти всегда они отличались высокой урожайностью.
Из сельскохозяйственных работ в июне на огороды высаживалась последняя запоздалая рассада. Так же в начале месяца еще и сеяли зерновые. Как правило До обеда занимались севом белого зерна – например, пшеницы или овса, а после обеда – чёрного – например, гречихи, которая считалась одной из самых капризных сельскохозяйственных культур:
«Гречиху сей, когда рожь хороша!»
«Не ровна гречиха, не ровна и земля: в иную и воз бросишь, да после и зерна не соберешь!»
«Не верь гречихе на цвету, а верь закрому!»
Идеальными условиями для посева гречихи считалась ясная и сухая погода. Злак сеяли во второй половине июня, когда лето уже не могло подкинуть неприятностей в виде заморозков или обильных дождей.
Вот такое непростое время первого летнего месяца было в наших предков. На этом у меня все, раскланиваюсь и убегаю.
Всегда ваша Морозова❤️🩹
Мои проекты:
Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link
Моя группа В Контакте