Изучаем жанровые картины дореволюционные картины с летними сценами чаепития.
Летнее чаепитие – это, конечно же, чайный стол, обустроенный в саду или палисаднике, на веранде или террасе. И начать наш жанровый обзор хотелось бы с картины «В жаркий день», написанной Григорием Семеновичем Седовым (1836-1874) в 1865 году. Москвич, сын торговца мясом, Седов – тогда еще студент Императорской академии художеств – изобразил главу семейства (искусствоведы пишут, что это священнослужитель), отдыхающего после выпитого в жару чая. За ироничную подачу образа картину не взяли на академическую выставку.
Давняя традиция русского чаепития – подавать к столу свежие фрукты и ягоды. Выходец из семьи бывшего крепостного крестьянина Можайского уезда Московской губернии Иван Лаврентьевич Горохов (1863-1934) в 1890 году написал картину «Купите ягоды». На ней крестьянские дети пришли продавать скорее всего лесные ягоды к двум «господским» барышням, пьющим чай в тени усадебных деревьев.
Илья Саввич Галкин (1860-1915) прошел путь от мальчика из бедной семьи в Петербургской губернии до автора парадных портретов членов императорской семьи и мастера бытового и охотничьего жанра. Картину (1888 год), где два друга – видимо, хозяин дачи и его гость – после чаепития играют в шахматы, он назвал «Шахматисты».
Тема дружеских летних чаепитий на природе часто звучит в произведениях художников. Выходец из состоятельной московской купеческой семьи Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) был разноплановым художником. В его картине «За чайным столом» (1888 год) сошлись жанры группового портрета, пейзажа, натюрморта, бытовой живописи. Художник изобразил эпизод лета 1885 года, когда он гостил на даче Василия Дмитриевича Поленова, в деревне Меньшово под Подольском. Академик живописи Поленов (1844-1927) был в свое время наставником Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества; его дом всегда был полон гостей – родственников, коллег, учеников, друзей, соседей. Коровина в семье Поленовых называли «Костенькой». За чайным столом изображены: жена Василия Дмитриевича Поленова – Наталья Васильевна Поленова (с салфеткой в руках); сестра Поленова – Елена Дмитриевна, художница (в соломенной шляпке); сестра Натальи Васильевны – Мария Васильевна Якунчикова, художница; друг семьи Вячеслав Зиберов. На конкурсе Московского Общества любителей художеств эта чудесная картина удостоилась второй премии.
Уроженец Гродненской губернии, сын польского шляхтича, лишенного дворянства и состояния за участие в восстании 1863 года, Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944) живописи учился у Коровина, Левитана, Поленова. К началу XX века он стал одним из известных в России пейзажистов в духе импрессионизма. Картину «Перед террасой» он написал в 1912 или в 1913 году, в старинном дворянском имении «Островки», расположенном в Тверской губернии, на берегу озера Молдино. В течение десяти лет, с ранней весны и до поздней осени, Жуковский снимал в имении главный дом; здесь же поселил и семью старшего брата.
Самая же, пожалуй, трогательная картина нашего обзора летних чаепитий называется «Семейная идиллия. Первенец». В 1891 году ее написал будущий академик Императорской Академии художеств Кириак Константинович Костанди (1852-1921). Когда-то о нем, родившемся в бедной многодетной семье рыбака «из одесских греков», хлопотал в Академии Айвазовский.