Найти тему
Чайный Дом Сугревъ

Жанр чаепития: лето

Изучаем жанровые картины дореволюционные картины с летними сценами чаепития.

Летнее чаепитие – это, конечно же, чайный стол, обустроенный в саду или палисаднике, на веранде или террасе. И начать наш жанровый обзор хотелось бы с картины «В жаркий день», написанной Григорием Семеновичем Седовым (1836-1874) в 1865 году. Москвич, сын торговца мясом, Седов – тогда еще студент Императорской академии художеств – изобразил главу семейства (искусствоведы пишут, что это священнослужитель), отдыхающего после выпитого в жару чая. За ироничную подачу образа картину не взяли на академическую выставку.

Григорий Семенович Седов, «В жаркий день», 1865 год. Из собрания Государственного русского музея
Григорий Семенович Седов, «В жаркий день», 1865 год. Из собрания Государственного русского музея

Давняя традиция русского чаепития – подавать к столу свежие фрукты и ягоды. Выходец из семьи бывшего крепостного крестьянина Можайского уезда Московской губернии Иван Лаврентьевич Горохов (1863-1934) в 1890 году написал картину «Купите ягоды». На ней крестьянские дети пришли продавать скорее всего лесные ягоды к двум «господским» барышням, пьющим чай в тени усадебных деревьев.

Иван Лаврентьевич Горохов, «Купите ягоды», 1890 год. Из собрания художественной галереи в Можайске
Иван Лаврентьевич Горохов, «Купите ягоды», 1890 год. Из собрания художественной галереи в Можайске

Илья Саввич Галкин (1860-1915) прошел путь от мальчика из бедной семьи в Петербургской губернии до автора парадных портретов членов императорской семьи и мастера бытового и охотничьего жанра. Картину (1888 год), где два друга – видимо, хозяин дачи и его гость – после чаепития играют в шахматы, он назвал «Шахматисты».

Илья Саввич Галкин, ««Шахматисты», 1888 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи
Илья Саввич Галкин, ««Шахматисты», 1888 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи

Тема дружеских летних чаепитий на природе часто звучит в произведениях художников. Выходец из состоятельной московской купеческой семьи Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) был разноплановым художником. В его картине «За чайным столом» (1888 год) сошлись жанры группового портрета, пейзажа, натюрморта, бытовой живописи. Художник изобразил эпизод лета 1885 года, когда он гостил на даче Василия Дмитриевича Поленова, в деревне Меньшово под Подольском. Академик живописи Поленов (1844-1927) был в свое время наставником Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества; его дом всегда был полон гостей – родственников, коллег, учеников, друзей, соседей. Коровина в семье Поленовых называли «Костенькой». За чайным столом изображены: жена Василия Дмитриевича Поленова – Наталья Васильевна Поленова (с салфеткой в руках); сестра Поленова – Елена Дмитриевна, художница (в соломенной шляпке); сестра Натальи Васильевны – Мария Васильевна Якунчикова, художница; друг семьи Вячеслав Зиберов. На конкурсе Московского Общества любителей художеств эта чудесная картина удостоилась второй премии.

Константин Алексеевич Коровин, «За чайным столом». 1888 год. Из собрания Государственного мемориального музея-заповедника В. Д. Поленова
Константин Алексеевич Коровин, «За чайным столом». 1888 год. Из собрания Государственного мемориального музея-заповедника В. Д. Поленова

Уроженец Гродненской губернии, сын польского шляхтича, лишенного дворянства и состояния за участие в восстании 1863 года, Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944) живописи учился у Коровина, Левитана, Поленова. К началу XX века он стал одним из известных в России пейзажистов в духе импрессионизма. Картину «Перед террасой» он написал в 1912 или в 1913 году, в старинном дворянском имении «Островки», расположенном в Тверской губернии, на берегу озера Молдино. В течение десяти лет, с ранней весны и до поздней осени, Жуковский снимал в имении главный дом; здесь же поселил и семью старшего брата.

Станислав Юлианович Жуковский, «Перед террасой» 1912-193 годы. Из собрания Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
Станислав Юлианович Жуковский, «Перед террасой» 1912-193 годы. Из собрания Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

Самая же, пожалуй, трогательная картина нашего обзора летних чаепитий называется «Семейная идиллия. Первенец». В 1891 году ее написал будущий академик Императорской Академии художеств Кириак Константинович Костанди (1852-1921). Когда-то о нем, родившемся в бедной многодетной семье рыбака «из одесских греков», хлопотал в Академии Айвазовский.

Кириак Константинович Костанди, «Семейная идиллия. Первенец», 1891 год. Из собрания Одесского художественного музея
Кириак Константинович Костанди, «Семейная идиллия. Первенец», 1891 год. Из собрания Одесского художественного музея