Сознание есть система осознаваемого самоуправления (ССАУ) своим поведением в окружающим мире, через его восприятие, представление, осмысление, мышление, выбор действий и их осуществление.
Восприятие может включать не только внешнюю по отношению к субъекту реальность, но и «внутреннюю», получаемую в результате представлений, осмысления и мышления.
Образы (представления) собираются по ассоциативным признакам в памяти субъекта и связываются со всем комплексом восприятий, осмыслений, мышления и результатов действий принятых ранее, чтобы осуществил наиболее оптимальный с точки зрения ССАУ выбор действия.
Такие «сборки» информации представляют собой узлы информационной нейросети мозга (уИНСМ).
Они не обязательно являются объектно обособленными, а скорее ассоциативно пересекающимися с другими уИНСМ) образуя, общесвязанную структуру ИНСМ.
Реакция ССАУ на какие-либо события и внешние и внутренние состоит в поиске наиболее близкого или близких уИНСМ, осмысления, выбора действия и его осуществления.
События селектируются текущим фокусом внимания субъекта, которое может быть направлено не только на внешнее, но зачастую, в не меньшей степени на внутреннее, например, на «состояние» или процесс мышления.
Процесс мышления представляет собой набор операций с Понятиями о образах и их представлениях.
Простейшие операции это: поиск и установление соответствий и отношений, различные сравнения на «больше-меньше», «дальше-ближе», «быстрее-медленнее», реакций: «опасно-не опасно» и др. ….
С развитием системы мышления развивается новые понятия, связанные с мышлением, позволяющие осуществлять сложные операции мышления …
Система продвинутого мышления развивается с соответствующим развитием Языка, который по-существу является и системой обозначения и конструктором понятий, с помощью которого субъект может создавать сложные объекты понятий, например в науке или технике и для эффективных коммуникаций в социуме, а так же для сохранения Знаний.
Память ССАУ может сохранять не только информацию, представленную различного типа образов, но и представленную языковыми средствами (текстом).
При сохранении текста используются специальные алгоритмы его хранения в некоторые соответствующие представления, которые мозг может, проведя обратное раскодирование может получать исходный или близкий по смыслу текст, который может уже проговариваться с реальной озвучкой для коммуникаций или «неслышного» мысленного проговаривания «для себя».
Должен ли существовать Язык мозга?
Ответим сразу: Да должен!
Могли бы мы мыслить без языка ?
Возможно, но на уровне: Му, да Му - ничего я больше не пойму! )
Язык дает возможность выражать мысли и следовательно мыслить.
Но, когда мы наши мысли выражаем на «бумаги», мы их читаем легко и адекватно, но что происходит когда мы общаемся «сами с собой».
Да, мы говорим сами собой иногда «в голос», но чаще «по тихому», чтобы нас никто не слышал или потому, чтобы не надрываться, т.к. в это время нас и не кому было слышать …
Мы даже и стихи можем так учить, но возникает вопрос: Как запомненный текст мы воспроизводим ?
Мы же не читаем из нашей памяти как «с листа бумаги».
Мы не видим «на нем» запомненного текста, именно в виде текста, как последовательности символов языка.
Как же мы оперируем мыслями ?
Без языка их ведь не выразить ни работать с ними не возможно.
Необходимо, чтобы было обеспечено сохранение текста в таком виде, чтобы могли бы его буквально прочитать, иначе, все что было на нем выражено, уже не было бы нам доступно для понимания и дальнейшей работы с ним.
Поэтому «язык мозга» должен максимально соответствовать языку нашего общения друг с другом и с самим собой.
Вопрос о форме представления символов языка внешнего во внутреннем пространстве (его нейро-структуре памяти) мозга остается открытым.
В следующей работе этот вопрос рассматривается подробно "Воображаемая речь может быть декодирована на основе низкочастотных характеристик внутричерепной ЭЭГ"
Timothée Proix, Хайме Дельгадо, доктор медицинских наук, Энди Кристен, Стефани Мартин, Брайан Н . Пэсли, Роберт Т. Найт, Син Тянь, Дэвид Поппел, Werner K. Дойл, Оррин Девински, Люк Х. Арнал, Pierre Mégevand & Анн-Лиз Жиро
том 13, Nature Communications, номер статьи: 48 (2022)
Другие подходы
“Игра в шахматы - это мышление? Да неужто шахматист сидя за доской прговоаривает внутри себя "конь бе-1 -эф3 …."итд ?!. А решение дифференциального уравнения? Я могу вполне напевать какую-нибудь песенку, решая уравнение. Боксер, расчетливо ведущий бой - мыслит? Что, тоже проговаривает внутри себя "он мне хук, а я ему кросс…" ?!”
Возможно, есть разные языки мышления.
В ваших примерах используется язык образов или образное мышление или некоторое интегральное мышление.
К приведенным вами примерам можно добавить и «мышление» художника или музыканта, которые тоже ничего особенно не проговаривают.
Но если будет необходимость или воспроизведения запомненного текста или какие-либо рассуждения, то напевание песенки вам явно не поможет.
В этих случаях образное мышление может быть, видимо, вспомогательным, а не основным типом мышления.
Когда вы писали свой ответ, вы думали как шахматист или как боксер ?
Похоже в основном, как боксер …)
А реально вы думали, используя текстово понятийный вариант мышления.
«Сознание может быть рассмотрено с позиций, основанных на тезисе о том, что оно в основном носит смысловой характер.
Как показано А. Ю. Ага- фоновым, смыслы принадлежат к континуальному пространству сознания. Также известно, что смысл схватывается единовременно, симультанно. Не мо- жет быть части смысла, смысл или есть, или его нет. К тому же «в памяти мо- жет сохраняться только смысл» [1, c. 55], а затем этот смысл разворачивается в образ, ощущения, мысли и т. д. Стоит обратить внимание на то, что сначала у человека при воспоминании чего-либо всплывает смысл, значение данного предмета или ситуации для него (эмоциональная нагруженность), и только по- том все остальное. Таким образом, основную роль сознания можно свести к смыслопорождению.»
«При разговоре о смыслах невозможно не затронуть проблему построения и функционирования текста. Смысловая реальность теснейшим образом связа- на с текстуальной реальностью и является основным носителем хронотопиче- ских особенностей последней.
Именно смысловые контексты в тексте выпол- няют роль пространственно-временных трансляторов между сознанием автора и социальной реальностью, в которой он живет.»
«Текст появляется вследствие наличия определенных особенностей строения внутреннего субъективного пространства-времени сознания, которые по- зволяют образовывать понятия, вербализовывать и выстраивать их в соответствии с правилами, заданными пространством-временем сознания. Выстроенная в такой последовательности совокупность понятий представляет собой текст [10].
Таким образом, текст, порожденный индивидуальным сознанием, отражает не только особенности сознания, но и как материализованное его выражение, собирает в своей структуре особенности биологического (телесно субъективного) и физического (объективного) пространства-времени. В резуль- тате масштабного исследования структуры текста Г. Г. Москальчук приходит к выводу о том, что: «Формо-образование текста как смыслового целого осуще- ствляется, в первую очередь, по законам физическим, одним из текстообра- зующих факторов выступает повтор как физический параметр текста, опреде- ляющий его целостность» [12, c. 7], «Форма текста как универсалия существует в виде метроритмической тенденции текстовой организации. Она есть и до по- рождения текста (как слитая с первоначально смутным замыслом и предощу- щением целого) она вписана и в готовый текст, а значит, может быть выявлена в нем статистическими методами» [12, с. 12]. И далее «В структуре текста от- ражаются общие законы развития, природный по происхождению фон ритмов и биоритмов должен сохраняться и в тексте» [12, с. 20].….
«Исходя из принципа единства, правомерно будет предположить существование если не единых закономерностей, то хотя бы единого языка описания субъективного и объективного. Именно поиск такого языка является приоритетной задачей при изучении связи нейродинамиче- ской активности головного мозга и деятельности сознания.
https://cyberleninka.ru/article/n/yazyk-mozga-i-yazyk-soznaniya-problema-sootvetstviya/pdf
КАРЛ ПРИБРАМ: ЯЗЫКИ МОЗГА. ЧАСТЬ IV. СТРУКТУРА КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА. ГЛАВА XIX. РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ
«Мышление — продукт языка, но не только языка. Источник мышления — это длительное состояние активной неуверенности, которое может найти разрешение только путём согласования имеющихся Образов. Иногда эти образные решения очевидны, как в открытии Кекуле гексагональной структуры бензольного кольца, в сплетении музыкальных фраз у музыканта или в игре живописца с красками. Однако чаще такие неязыковые аспекты мышления не явны отчасти потому, что словесная коммуникация может быть гораздо более ясной»
«Однако это вовсе не означает умаления значения разумной мысли. Разумеется, именно в рациональном мышлении язык играет такую важную роль. Эта роль обусловлена отчасти лёгкостью общения при помощи языка, отчасти точностью языка. Но возможно, ещё важнее та фантастическая гибкость, которая возникает, когда символы используются как средства языка и когда знаки приобретают языковый характер. В сущности, символическое использование знаков и есть речь, а значимое использование символов представляет собой мышление. Человек начинает регулировать свои действия посредством обдуманной разумной речи и достигает нового уровня коммуникации. Посредством перестановки средств и целей этот новый уровень не только приобретает самостоятельность, но и обогащается.»
«
РЕЗЮМЕ
Человеческий мозг в логико-грамматической речи сводит воедино знак и символ. Данные, полученные при изучении тех нарушений речи, которые вызваны разрушениями и стимуляцией мозга, приводят к предположению, что речевые действия являются следствием функционирования сложной системы корково-подкорковых связей. В этой системе сложные соединения сенсорных сигналов посредством широкого перекрытия связей воздействуют на моторные механизмы. Наличие такой мозговой системы делает возможными логические решения, отражающие правильность, неправильность и значимость воспринятого. Накопление таких логических решений лежит в основе применения человеческого языка
«
https://gtmarket.ru/library/basis/3870/3889
Извините за некий сумбур, но главное же информация, а ее упорядочивание дело второе ...)
Неплохой обзор существующих теорий сознания данный в докладе
"Мозг для искусственного интеллекта, искусственный интеллект для мозга. Константин Анохин"
Не много позже добавлю свои замечания к этому докладу ....