Жизнь и творчество Зинаиды Серебряковой (1884 – 1967) – удивительны своей цельностью и достоинством. Она сформировалась в эпоху Серебряного века, да ещё и родиться ей посчастливилось в творческой семье Лансере, дядей же художницы был Александр Бенуа. Родовое имение располагалось в селе Нескучное Курской губернии.
К одарённой девочке в семье отнеслись как к само собой разумеющемуся. После смерти отца семья Лансере перебралась в Петербург, где Зинаида и получила образование, в 1900 году она выпустилась из женской гимназии и поступила в петербургскую Академию художеств. Разочаровавшись в ней, она поступила в художественную школу известной меценатки княгини Марии Тенишевой, где уроки ей давал И.Е. Репин.
Позже Зинаида стала посещать мастерскую знаменитого портретиста Осипа Браза. После путешествия в Италии и учёбы в парижской Академии де ла Гранд Шомьер она почувствовала свою творческую силу и не искала больше наставников в живописи. В 1911 году она вошла в творческое объединение «Мир искусства».
Узнаваемой художница стала после большой выставки «Мира искусства», где в 1910 году был представлен ее автопортрет «За туалетом». Далее последовали «Купальщица» и портрет матери «Екатерина Лансере», в которых уже чувствовался зрелый стиль и уникальный почерк автора.
Её дореволюционные работы 1914-1917 года – расцвет творчества художницы. Исследователи отмечают влияние музы Пушкина и Блока в любви к окружающим людям, русскому традиционному быту, неброским пейзажам.
Полотна «Крестьянская девушка», «Купальщица», «Сад в цвету» передают восхищение красотой русской земли и любование сельскими девушками, их трудом.
Серебрякова не принимала модных веяний в искусстве, абстракционизм, кубизм – всё было чуждо. Она знала искусство импрессионистов и любила некоторых из них.
Картина «Беление холста», изображавшая крестьянских девушек на фоне неба, принесло большую славу и его создательнице.
В Нескучном художница оборудовала свою мастерскую. Вокруг семьи с дядюшкой Александром Бенуа собирались творческие люди эпохи Серебряного века: Сергей Рахманинов, Анна Ахматова, Константин Сомов, Сергей Прокофьев.
Нескучное – это и место семейного счастья для художницы. Здесь случился их роман с Борисом Серебряковым, по совместительству двоюродным братом. В обход канонов они венчались у бедного сельского батюшки, который принял большое пожертвование. Здесь родились дети 2 мальчика, позже 2 девочки: Евгений, Александр, Татьяна и Екатерина.
Портреты детей, семейные сцены – особая тема в творчестве художницы. Она с огромным лиризмом запечатлевает обычные занятия детей, обиход семьи. В этот период Серебрякова много рисовала мужа, домашних, природу, себя. Одна из ее самых известных работ — портрет детей «За завтраком» (1914)
Борис работал инженером путей сообщения и по долгу службы пропадал в командировках порой по полгода. А в это время уже шла Первая мировая война. Скоро мирному быту усадьбы придёт конец, равно как и счастливой жизни семьи.
Настал 1917 год – в Нескучном оставаться было небезопасно, повсюду сжигали усадьбы. Борис уехал в командировку в Сибирь, потом отправился в Москву, куда его пригласили в качестве специалиста по дорожному строительству. Почта работала плохо, писем от мужа художница практически не получала.
В начале 1919 года из Оренбурга наконец-то приехал Борис Серебряков, перевез семью из Нескучного в Харьков и снова отправился на поиски работы. В марте этого же года Борис умер у художницы на руках от сыпного тифа — заразился по пути домой из командировки. Серебрякова овдовела в 36 лет, мужу было только 39 лет.
«Ах, так горько, так грустно сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит, и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски, впереди нет, а в душе еще столько нежности, чувства. Я в отчаянии, все так безнадежно для меня. Хотя бы уехать куда-нибудь, забыться в работе, видеть небеса, природу» (из письма подруге 1922 г).
В голодном Харькове с четырьмя детьми не хватало на еду, не то что на масляные краски. Зинаида работает углём и карандашом. В это время приходит известие, что Нескучное сожжено. Заказов не было, – и семья перебирается в Петроград, в дом деда Николая Бенуа. Холодные комнаты отапливали буржуйкой.
В комнаты советская власть поселила новых людей. К счастью, это были люди, причастные к искусству: искусствовед Сергей Эрнст и художник Дмитрий Бушен — неразлучные друзья и оба страстные балетоманы.
Старшая дочь Татьяна по их ходатайству стала посещать балетные занятия, а Серебрякова смогла наблюдать за сложным и интересным миром закулисья Мариинского театра. Так и появились её балетные пастели с грациозными и невесомыми танцовщицами.
В 1924 году Серебрякова понимает, что обеспечить семью в Советской России не может. Выход был один — ехать во Францию и работать там, посылать деньги семье. В Париже уже жил дядя Зинаиды Александр Бенуа.
В России Зинаида оставила 74-летнюю мать и всех детей: Женю, Сашу, Тату и Катю. Судьба сложилась так, что в эмиграции во Франции художница провела большую половину своей жизни — 43 года.
Парижская жизнь тоже не стала раем. Моден был авангард, а классические формы оказались непопулярны. Из-за нехватки денег ей было трудно снять квартиру и мастерскую, порой даже нечем было заплатить натурщикам. В 1925 году Серебряковой с помощью дяди Александра Бенуа удалось добиться выезда в Париж младшего сына Александра, а в 1928 году — младшей дочери Екатерины.
Летом они снимали дешёвое жильё во французской Ривьере, Провансе, Бретани. Денег по-прежнему не хватало, хотя дети Серебряковой тоже работали не покладая рук: Саша делал кинематографические декорации, а Катя мастерила восковых кукол, писала пейзажи. Матери и двум детям в СССР было ещё труднее – они ютились теперь уже в одной комнате.
Кстати, Александр позже станет очень востребованным дизайнером интерьеров, а Екатерина – талантливой пейзажисткой и реконструктором интерьеров. К ней судьба была не так милосердна: весь парижский быт она взяла на свои хрупкие плечи, основательно учиться живописи ей не пришлось. Позже именно она сохраняла наследие матери: Екатерина основала во Франции Фонд имени Зинаиды Серебряковой.
В 1928 году после участия в выставке «Старое и новое русское искусство» в Брюсселе она получила предложение от бельгийского барона Броуэра написать портреты членов его семьи. А потом барон спонсировал два её путешествия в Марокко в 1928 и 1932 году с одним условием — после возвращения Серебряковой он выберет из ее марокканских этюдов любые понравившиеся. Эти работы – самое лучшее, что было создано Серебряковой в эмиграции.
«Меня поразило все здесь до крайности. И костюмы самых разнообразных цветов, и все расы человеческие, перемешанные здесь, — негры, арабы, монголы, евреи (совсем библейские). Я так одурела от новизны впечатлений, что ничего не могу сообразить, что и как рисовать».
Художница даже организовала парижскую выставку своих марокканских работ, которая собрала множество восторженных отзывов. А вот продать она ничего не умела: не было коммерческой жилки. Художник Константин Сомов вспоминал о ней:
«Непрактична, делает много портретов даром за обещание рекламировать, но все, получая чудные вещи, ее забывают и палец о палец не ударят».
Во время Второй мировой войны ей пришлось сделать нансеновский паспорт беженца, чтоб спастись от фашистских преследований. Но тем самым она лишалась гражданства СССР, а значит, и возможности переписываться с семьёй. Долгих 6 лет семья была разорвана. И только в «оттепель» художнице пришло предложение от советского правительства вернуться домой. Её было уже за 70, на переезд она не решилась. А вот с дочерью Татьяной она встретилась - 36 лет они не виделись. Татьяна стала известным театральным художником. После встречи с матерью дочь стала хлопотать о выставке работ Серебряковой.
Кстати, художница никогда не позволяла себе антисоветских замечаний, была искренней патриоткой России. В её скромную парижскую квартиру с важной миссией приехали влиятельные советские художники Дементий Шмаринов, Александр Герасимов и Андрей Соколов — отобрать работы для персональной выставки в СССР.
Художница до конца не верила, что это возможно, боялась не оправдать ожиданий, что её найдут скучной и банальной.
И вот в 1965 году наконец-то открылись сразу три её выставки — в Москве, Киеве и Ленинграде. Зинаиде Серебряковой было уже за 80, и она ждала вестей о реакции публики на картины. Успех был оглушительным — толпы у входа на выставки, восторженные отклики в газетах. Десятилетиями забытая, она стала знаменитой.
Появилась даже мода на Серебрякову. Коллекционеры скупали её работы за баснословные суммы, молодые художницы подражали её облику и причёске.
Сбылась мечта Зинаиды Серебряковой: её картины вернулись на родину.
19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в своей парижской квартире в возрасте 82 лет. Она похоронена на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Ещё читать о русских художницах:
Мария Мыслина
Мария Башкирцева
Татьяна Маврина