Найти тему
Майя Булаева

Стоит ли загружать ребенка учебой в дошкольном возрасте?

С таким вопросом ко мне часто подходят родители. Несколько мыслей на эту тему. 

Существует мнение, что будущие успехи ребёнка напрямую зависят от того, насколько рано родители начали интенсивно с ним заниматься. Однако в этом сложном процессе немаловажную роль играет правильный выбор тактики.

Знакомство с окружающим миром.

Каждый год жизни ребёнка – это преодоление определённой стадии развития, решение определённых возрастных задач. Изначально ребёнок начинает воспринимать окружающий мир, общаясь с родителями, затем начинает исследовать окружающее пространство. Именно в этот период у ребёнка происходит осознание себя в этом пространстве.

Безусловно, в три года можно и научиться считать до ста, и выучить алфавит. Однако это нельзя считать показателем исключительных способностей ребёнка, так как в этом возрасте свойственно легкое запоминание информации, но отсутствуют навыки её анализа. Именно поэтому в раннем возрасте важнее получать опыт, знакомясь с миром и совершая ошибки.

Свобода действий.

Ребёнку до трёх лет не следует навязывать то, что ему не интересно и что он не хочет делать. Если он равнодушен к конструктору и предпочитает рисовать, нужно позволить ему заниматься этим творческим процессом. Именно игра для ребёнка в дошкольном возрасте является основной деятельностью. Игровой процесс является неотъемлемой частью подготовки ребёнка к дальнейшей жизни – игра способствует развитию воображения, учит общению со сверстниками.

Полноценное развитие ребёнка подразумевает общение как с близкими взрослыми, так и со сверстниками. В то же время ребёнок периодически должен оставаться наедине с собой – так у него есть возможность поразмышлять и пофантазировать. Постоянно занятый ребёнок, находящийся в постоянном контакте с окружающими, такой возможности не имеет. Детские психологи пришли к выводу, что дети, перегруженные постоянными занятиями и «недоигравшие» в своё время, имеют, по сравнению со сверстниками, определённую задержку развития речи, медленнее принимают решения, имеют трудности в общении с окружающими.

Интересы ребёнка

Если ребёнок проявляет интерес к какой-либо деятельности, не следует его в этом ограничивать. Дети дошкольного возраста уже находятся в том возрасте, когда самостоятельно способны выбрать то занятие, которое будет им по душе. Основная задача родителей – обеспечить условия, способствующие развитию ребёнка в определённом направлении. На начальном этапе помогут книги, совместные занятия, видеоуроки. О посещении курсов или секций следует задуматься, если у ребёнка существует устойчивый и неподдельный интерес к какому-либо роду занятий, и для последующего развития ему требуется профессиональный наставник. 

Важно соблюдать график занятий и помнить, что у ребёнка должно быть свободное время для другой деятельности и время на отдых. У каждого ребенка должно быть время на детство!