Глава 2. Народное просвещение на Дону. ХIХ – начало ХХ века.
В девятнадцатом столетии народное просвещение на Донской земле количественно и качественно шагнуло далеко вперед. В течение сравнительно короткого времени здесь появились свои гимназии, училища и даже вузы, об открытии которых казаки давно мечтали.
До 1805 года на Дону, в Черкасске (ныне станица Старочеркасская Ростовской области), действовало Главное народное училище, во всех классах которого обучалось в этому году 253 ученика. (Филонов А. Очерки Дона. СПб., 1859. С. 165). Такого количества грамотных людей для Дона было явно недостаточно. Жизнь, экономическое и культурное развитие России и Дона требовали большего количества образованных людей. Для улучшения системы народного образования Главные народные училища России вскоре были преобразованы в гимназии.
Гимназический устав появился 5 ноября 1804 года. Согласно ему всея Российская империя делилась на несколько учебных округов. В Харьковский учебный округ, кроме Орловской, Воронежской, Курской, Черниговской, Полтавской, Николаевской, Таврической и Екатеринославской губерний, вошла и Земля Войска Донского.
Первую на Дону гимназию решено было открыть в Черкасске. С этой целью сюда в мае 1805 года прибыл из Харькова профессор Тимковский И.Ф., который провел большую подготовительную работу с войсковым атаманом М.И. Платовым.
11 июля 1805 года черкасская гимназия была торжественно открыта. Произошло это так…
В девять часов утра раздался благовест черкасских колоколов, после чего именитое собрание в строгом порядке двинулось в соборную церковь Воскресения Христова. Впереди чинно шествовало духовенство, за ним, весело толкаясь, шли ученики, построенные в два ряда. При каждом классе находился учитель, здесь же присутствовал профессор Тимковский. Войсковой атаман Матвей Платов с генералитетом и высшими офицерами шел следом за ними.
При входе в Воскресенский собор священнослужители вынесли войсковые знамена и регалии. Началась божественная литургия, в конце которой протоиерей Волошеневский произнес проповедь “о выгодах народного просвещения”. Раздалась многократная пушечная стрельба.
Затем торжества продолжились в зале собраний войсковой канцелярии, где преподаватели гимназии на латинском, немецком и французском языках говорили о пользе просвещения. Вечером вся столица донского казачества была иллюминирована, атаман Платов давал у себя бал по случаю открытия гимназии. В тот же день начались занятия в двух первых классах гимназии.
Согласно уставу, в гимназию принимались “всякого звания ученики”, однако, как правило, здесь обучались дети состоятельных родителей, Программа гимназии являлась довольно обширной и насыщенной. Здесь преподавали математику, физику, историю, географию, статистику, философию, политэкономию, мифологию, метафизику, грамматику, логику, историю философии, коммерческие науки, латинский, немецкий, французский и некоторые восточные языки. Кроме этого, гимназия могла держать учителей танцев, музыки, гимнастики.
Учителям запрещалось употреблять для наказания недисциплинированных и малоприлежных учеников ремни, розги, палки, линейки. Употребление бранных слов также исключалось, хотя нерадивость учащихся наказывалась довольно строго.
Учебный год в Черкасской гимназии начинался первого августа, и завершался первого июля следующего года. На летние каникулы отводился только один месяц – июль. В течение учебного года выходными днями в гимназии являлись воскресенья, главные православные праздники, в том числе зимние (с 23 декабря по 1 января) и пасхальные каникулы.
Первым директором гимназии стал Алексей Григорьевич Попов, выпускник Московского университета. В гимназии преподавали учителя Божковский, Оридовский, Яновский, Арнольди, Ганик, Копылов. (Филонов А. Очерки Дона. СПб., 1859. С. 177). Деньги на содержание гимназии в сумме 5650 рублей Войско Донское выделило из собственных средств.
Начальные годы существования первой донской гимназии прошли в здании бывшего Главного народного училища. В 1806 году, с переходом войсковой канцелярии в Новочеркасск, гимназию перевели в ее здание. Однако это помещение явно не соответствовало нормальным условиям существования гимназии, поэтому войсковое правительство заказало новый проект, воплощенный в жизнь уже в Новочеркасске, куда гимназия была переведена в 1809 году.
Первая донская гимназия внесла определенный вклад в дело просвещения казачьего населения. Ее выпускники в дальнейшем с успехом обучались в Харьковском, Московском университетах и других высших учебных заведениях России. Донские студентки, учившиеся в Харьковском университете не только прекрасно учились по обязательной программе, но и выпускали сборники своих работ, как это было, например, в 1809 году. (Воспоминания профессора Роммеля. Харьков, 1868. С. 52). Среди выпускников первой донской гимназии начальных лет ее существования известны имена И. Полякова, М. Кучерова, П. Божковского. Но самым выдающимся ее выпускником был Василий Дмитриевич Сухоруков, известный донской историк и литератор, труды которого высоко ценил А.С. Пушкин.
Наряду с Черкасской гимназией, в первые годы девятнадцатого столетия были открыты училища в Нижнее - Чирской и Усть - Медведицкой станицах. Сначала они назывались народными училищами, а потом были преобразованы в уездные (окружные).
В 1805 году в Таганроге, тогда уездном городе Екаатеринославской губернии, открылась мужская гимназия с уездным училищем при ней. В том же году в Нахичевани-на-Дону открылось первое училище “для купцов и мещан”. В 1806 году появились училища в станице Аксайской и Алексеевское народное училище в Хоперском начальстве, а также Махинское малое народное училище. Несколько позже открылись Кочетовское и Каменское училища.
В это время на Дону существовали и частные (домашние) школы, в которых преподавались те же предметы, что и в государственных школах. К 1813 году таких школ на донской земле насчитывалось уже 107. (Артинский И. Очерк истории Новочеркасской гимназии. Новочеркасск, 1907. С. 72).
8 декабря 1828 года в России был утвержден новый устав гимназий и училищ, но на Донскую землю его распространили только в 1836 году. Этим уставом в гимназиях вводилась новая должность инспектора “для наблюдения за преподаванием и нравственною частью воспитания”, образованы педагогические советы и сокращена прежняя обширнейшая программа наук с одновременным увеличением на их прохождение. Из четырехклассных гимназий были преобразованы в семиклассные, число учебных часов увеличилось, но из программы были исключены естественные науки, кроме физики, и все части прикладной математики. Отныне в гимназии (тогда в Войске Донском действовала только Новочеркасская гимназия) преподавались: Закон Божий, Священная и церковная история, российская грамматика, словесность, логика, латинский, немецкий и французский языки, математика, география, статистика, физика, чистописание, черчение, рисование, гимнастика, пение, фехтование. Кроме этих предметов, в Новочеркасской гимназии, в отличие от прочих российских гимназий, было введено преподавание военных наук, фортификации, артиллерии, тактики, “как необходимых и нужных по роду слежения донских казаков и преподавание порядка и формы судопроизводства”. (Артинский И. Очерк истории Новочеркасской гимназии. Новочеркасск, 1907. С. 26). В гимназию в это время принимались дети чиновников, казаков и “постороннего ведомства” без всякого различия.
4 марта 1841 года в Новочеркасской гимназии впервые были открыты параллельные классы из-за большого числа учащихся. На содержание гимназии в это время отпускалось около 22 тысяч рублей.
Воспитанников всех учебных заведений Земли донских казаков обязывали носить установленную уставом форму, состоявшую из “чекменя синего сукна без шитья с таким же воротником и с красною выпушкою по воротнику и обшлагом, какой присвоен в донских полках офицерам и вообще по Войску”. В 1856 году ученическая форма несколько изменилась: на воротниках появились нашивки из белого серебряного галуна. Такая форма учащихся сохранилась до 1917 года.
Донские педагоги, поступая на службу в школу или училище, давали следующее клятвенное обещание: “Я, нижеподписавшийся, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием о том, что хочу и должен Его императорскому Величеству своему истинному и преданному всемилостивейшему великому государю императору, самодержцу всероссийскому и его императорскому высочеству всероссийского престола наследнику великому князю верно и непременно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови и все силы и власти принадлежащие права и преимущества узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению силы и возможности предостерегать и оборонять и при том по крайней мере стараться споспешествовать всему, что к Его императорскому величеству верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может. О ущербе же Его величества интересе, вреде не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и недопущать и всякую вверенную тайность крепко хранить буду и поверенный и положенный на меня чин как по сей определенной и от времени до времени Его императорского величества от представленных надо мною начальников, определяемых инструкциями и регламентом и указам надлежащим образом по совести своей исправлять и противно должности своей и присяге не поступать, и таким образом себя вести и поступать, как верному Его императорского величества подданным благопристойно есть и надлежит и как я пред Богом и Судом страшным в том всегда ответ дать могу, как суще мне Господь Бог душевно и телесно да поможет. В заключение же этой клятвы целую крест Спасителя моего. Аминь!” (ГАРО. Ф. 358. Оп. 1. Лл. 135-135 об). Эта клятва относилась ко времени царствования Николая I, в дальнейшем она претерпела изменения.
В 1849 году в России был принят новый устав гимназий и училищ. Согласно ему гимназический курс разделялся на классический (первоначальный) и специальный. Последний начинался с четвертого класса, а до этого класса все учащиеся вместе обучались Закону Божию, русскому языку, математике, географии, немецкому и французскому языкам, чистописанию, черчению и рисованию.
В высших четырех классах ученики, намеревавшиеся поступать университеты России, усиленно штудировали, кроме названных предметов, латинский и греческий языки.
Воспитанники, желавшие пойти на военную службу, дополнительно изучали математику, а выбравшие службу гражданскую – русское законоведение.
Недельная норма Закона Божия, географии и русского законоведения составляла 11-12 часов; на русский, славянский языки и математику отводилось по 26 часов, на латинский – 16, на греческий язык – 8, на историю – 13 часов, на “новые языки” – 42 часа.
Продолжительность урока в Донской гимназии определялась в один час с четвертью; с 1866 года каждый урок продолжался один час. Занятия, обычно, начинались в девять часов утра и продолжались до 12 часов 30 минут, после чего следовал получасовой перерыв. Потом шли еще два часа подряд.
В 1859 году был введен новый порядок, и “для сохранения между учащимися надлежащего порядка и тишины” между учениками вводился пятиминутный перерыв, “допустимый единственно только явки и перехода учителей из одного класса в другой, ученики же должны были оставаться в классах”. ( Артинский И. Указ. соч. С. 175).
Дисциплина в учебных заведениях Дона (особенно в Новочеркасской гимназии) была приближена к уровню дисциплины кадетских корпусов: выправка, почтение к старшим, военный порядок, безусловное повиновение приказам начальства соблюдались неукоснительно.
В 1853 году для подготовки своих собственных переводчиков в Кавказский корпус в Новочеркасской гимназии открылось отделение восточных языков с четырехгодичным курсом обучения. Его воспитанники, кроме основных предметов, изучали арабский, татарский, аварский и абхазский языки. В первый год обучения было набрано тридцать учеников, первый выпуск последовал в 1856 году. Это отделение просуществовало до 1869 года (было закрыто после окончания Кавказской войны).
В 1855 году, в период Севастопольской кампании, из Керчи в Новочеркасск перевели на время институт благородных девиц.
До 1861 года в Новочеркасской гимназии, едва ли не единственной в России, обучение являлось бесплатным. С двадцать четвертого января этого же года была введена плата за обучение, но только с учеников состоятельных родителей. До 1875 года плата составляла пять рублей в год, а потом была увеличена до десяти рублей ежегодно. К 1906 году она составила сорок рублей в год.
Всего к 1850 году в Войске Донском, кроме гимназии в Новочеркасске, имелось 8 окружных и 27 приходских училищ. В 1853 году в Новочеркасске открылось первое учебное заведение для женщин – Мариинский институт благородных девиц, куда принимали только девиц дворянского происхождения. Семь лет спустя здесь же открылось девичье училище, где могли учиться и недворянки.
Долгое время в Области Войска Донского действовала только одна гимназия – Новочеркасская – в которую привозили детей не только со всех округов Дона, но даже из Воронежской и Тамбовской губерний. В 1863 году открылась гимназия в Усть-Медведицкой станице, курс которой окончили такие известные казаки, как писатели Ф.Д. Крюков и А.С. Серафимович (Попов), военачальник и Георгиевский кавалер Ф.К. Миронов. В 1870 году в станице Нижне-Чирской была открыта прогимназия. Росла и сеть начальных школ и училищ Дона.
С 1861 года на территории Войска Донского стали проводиться учительские съезды. Они проходили, обычно, в Новочеркасске, но бывали случаи их проведения и в крупных окружных станицах, например, в Усть-Медведицкой. На съездах донских учителей обсуждались вопросы выработки общих и лучших принципов и методов преподавания в школах Дона.
По реформе народного образования 1864 года все гимназии разделялись на классические и реальные (семь лет обучения) и прогимназии с четырехлетним обучением. Выпускники классических гимназий имели преимущественное право на поступление в университеты, а реальных гимназий – в специальные училища. Было объявлено, что “в гимназиях и прогимназиях обучаются дети всех сословий без различия званий и вероисповеданий”. В штат училищ и гимназий вводились должности воспитателей (надзирателей). Продолжительность урока по этому уставу определялась в один час, занятия продолжались с девяти часов утра до трех часов пополудни. Перерыв между уроками составлял пятнадцать минут, большая перемена длилась полчаса.
На основании устава 1864 года Новочеркасская гимназия была преобразована в классическую с одним древним (латинским) языком. Реформа 1864 года в области народного образования дала возможность частным и общественным организациям Дона открывать собственные школы.
В 1871 году в России приняли новый гимнастический устав, введенный в гимназиях Дона в 1872 году. (Артинский И. Указ. соч. С. 250). Чтобы дать учащимся знания, достаточные для поступления в российские университеты, решено было сконцентрировать внимание на главных предметах: латинском и греческом языках, математике, физике, математической географии, кратком естествоведении.
Для концентрации внимания учащихся на главных предметах было уменьшено число уроков по Закону Божию, истории, естествоведению, черчению, рисованию. Вновь вводился один урок логики. Одновременно вводилась восьмилетняя продолжительность гимназического курса и приготовительный класс. По каждому предмету отныне указывалась полная программа, для перевода учеников из младшего заключительного класса в первый старший проводились только письменные экзамены.
По новому уставу значительно усиливалась роль директора, учреждался институт классных наставников, улучшалось материальное положение учителей, повышался их общественный статус.
В 1878 году, в развитие устава 1871 года, на Дону учреждалась дирекция народных училищ Области Войска Донского, как отдельное самостоятельное учреждение.
В новом уставе были, однако, и отрицательные моменты. По мнению знатока истории народного образования на Дону И. Артинского, “устав 1871 года стеснил свободу личной инициативы в педагогическом деле и тем самым открыл доступ в гимназию именно формализму”.
В 1873 году появилось распоряжение о введении в гимназиях особых тетрадей-дневников для записывания в них домашних заданий. Запись уроков в дневники должны были вести сами учащиеся, а родители, ознакомившись с дневником, расписывались в надлежащей графе, после чего, обычно в понедельник, дневник сдавался на проверку классному наставнику. Учащимся донских гимназий запрещалось посещать театры, маскарады и другие увеселительные места. С первого сентября по первое апреля им разрешалось быть на улице не позднее 19 часов, а с первого апреля по первое сентября – не позднее 21 часа. За поведением учащихся наблюдали специальные инспекторы.
В качестве наказаний к проштрафившимся ученикам применялись: задержание в гимназии до 3-х часов в воскресенье и праздничные дни, выговор от педсовета, заключение в карцер от одного до четырех часов, одиночное сидение в гимназии, выговор от инспектора с занесением в штрафной журнал с оповещением родителей и, наконец, исключение из гимназии. (Артинский И. Указ. соч. С. 284)
В 80-эх годах XIX века было принято решение “поставить учебное дело в казачьих войсках на более практическую основу, обратив внимание на развитие учебных заведений, соответствующих прямым потребностям казачества”. В этой связи число войсковых стипендий в высших учебных заведениях было сокращено наполовину, а на освободившиеся средства учреждены стипендии в кадетских корпусах для казаков.
Еще в 1869 году в Новочеркасске было основано “Урядничье училище” для подготовки казачьих офицеров. В 1870 году оно было переименовано в Новочеркасское казачье юнкерское училище. Первоначально здесь обучалось 120 юнкеров, а с 1905 года - уже 180 человек. Сюда принимали казаков с шестиклассным образованием, которые проходили классы подготовительный и специальный, после чего выпускались с чином хорунжего. Деньги на содержание училища отпускались из войсковой казны.
В 1872 году в Новочеркасске открылась Донская артиллерийская школа. (Казачьи войска. Сост. Хазин В.Х. С. 61).
В 1883 году в столице Дона был открыт Донской кадетский корпус “для подготовки детей офицеров Войска Донского к военной службе”. Он был основан указом императора Александра III и с 1898 года носил имя своего основателя. На первый курс приняли шестьдесят кадетов. Корпус имел собственное здание с церковью Донской Божьей Матери, участок земли и другое.
В программе курса кадетского корпуса предусматривалось преподавание таких предметов, как Закон Божий, история, русский, немецкий, французский языки, география, алгебра, геометрия, математика, физика, химия, рисование, танцы, фехтование и некоторые другие предметы.
С 1906 года кадеты корпуса издавали собственный рукописный журнал “Донец”.
После семилетнего обучения в стенах корпуса выпускники, сдав экзамены, поступали для продолжения военного образования и получения офицерского чина в военные училища России: Николаевское инженерное, Николаевское кавалерийское, Михайловское и Константиновское артиллерийские училища.
С основанием на донской земле военных училищ одновременно стали закрываться некоторые донские гимназии. Так, в 1898 году были закрыты Усть - Медведицкая, Каменская и Нижне-Чирская прогимназии и преобразованы в три окружные училища. В том же году, как бы в компенсацию закрытых и преобразованных прогимназий, была учреждена “Плодовая школа” с целью содействия развитию садоводства в Области Войска Донского. (Столетие военного министерства. Т. Х1. Ч. 1. С. 681). Тремя годами позже открылась Новочеркасская военно-ремесленная школа, готовившая специалистов по пошиву военной одежды и снаряжения. Несколько позже на Дону открылись еще три таких школы. (Столетие военного министерства. Т. Х1. Ч. 1. С. 682).
В 1886 году в Новочеркасске открылось Атаманское техническое училище, готовившее мастеров и машинистов для сельского хозяйства и фабрично-заводской промышленности.
В эти же годы в Новочеркасске появилось епархиальное училище – среднее женское учебное заведение с шестилетним курсом, близким по программе к курсу женских гимназий. Оно предназначалось, главным образом, для обучения дочерей священников и содержалось на средства церкви. В 1891 году специально для него было построено здание по проекту архитектора П.С. Студеникина. (Столетие военного министерства. Т. Х1. Ч. 1. С. 682)
Из других церковных школ в Новочеркасске действовали духовная семинария и духовное училище.
В 1880-е годы в станице Усть - Медведицкой открылось реальное училище.
В Таганроге продолжала действовать мужская гимназия, которую в 1879 году окончил Антон Павлович Чехов, четырехклассное женское училище, коммерческое училище и еще ряд учебных заведений.
Число учебных заведений Области Войска Донского неуклонно росло и к концу девятнадцатого столетия здесь начитывалось: 1182 мужских учебных заведений, в том числе Донской кадетский корпус, 3 классических гимназии, православная духовная семинария, армянская духовная семинария, 4 реальных училища, учительская семинария, юнкерское училище, классическая прогимназия, 2 духовных училища, 1 военно-фельдшерская и 5 военно-ремесленных школ, 3 технических училища, 3 мореходных класса, 2 ремесленных училища, 527 окружных, городских и народных училищ. 759 церковно-приходских мужских и женских школ.
В некоторых гражданских и военных учебных заведениях Российской империи (в Москве, Петербурге) было открыто несколько вакансий для донских казаков.
Кроме перечисленного количества мужских учебных заведений, на Дону действовало 114 женских учебных заведений: Мариинский Донской институт, 4 гимназии, епархиальное училище, 1 прогимназия, 6 четырехклассных училищ, 1 армянское училище, 79 приходских училищ и приютов.
Всех учащихся, как внутри Войска Донского, так и за его пределами (стипендиаты с Дона), насчитывалось более 64 тысяч мужского пола и более 24 тысяч душ женского пола. (По Дону. Справочник для Области Войска Донского. Новочеркасск, 1898. С. 10).
Однако этого числа грамотных людей явно не хватало. Вот что говорилось по этому поводу в постановлении 1-го Донского окружного комитета от 22 октября 1902 года: “Даже в Донской области, несмотря на крупные затраты, по сравнению с другими частями России, на народное образование, требуется удвоить число начальных училищ, чтобы все дети школьного возраста могли получить в них образование. Курс учения в начальной школе трехлетний, причем учебный год продолжается не свыше семи месяцев. В такой короткий срок начальная школа может только научить писать и читать, не сообщив учащимся полезных для жизни сведений и умений и не развив в них интереса к знаниям. Объясняется это явление также и тем обстоятельством, что школьные библиотеки существуют только в немногих училищах, и книги, наполняющие эти библиотеки, большей частью лишены педагогического и научного звания… Просветительные учреждения, долженствующие насаждать и поддерживать в народе грамотность и развивать в нем любовь к знанию (публичные и народно-школьные библиотеки, народные чтения и др.) существуют только в немногих населениях, и книги, преобладающие в этих библиотеках и предназначенные для народного чтения, большей частью религиозно-нравственного содержания. Многие из учителей не получили специальной подготовки”. (Область Войска Донского. Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности. СПб., 1903. С. 168).
После этой констатации проблем народного образования шло постановление для практической деятельности: “ 1. Для поднятия грамотности населения Донской области необходимо число существующих начальных школ увеличить по меньшей мере вдвое с удовлетворительными при них библиотеками. 2. Открыть на первых порах хотя бы три низших сельскохозяйственных школы в станицах Цимлянской, Константиновской и Семикаракорской. 3. По возможности при всех церковно-приходских училищах учредить народные чтения и курсы для взрослых. 4. Обратить особое внимание на более обстоятельную подготовку учителей для занятия мест в приходских училищах, для чего курс в учительских семинариях сделать четырехлетним и открыть для области вторую учительскую семинарию или, по меньшей мере, параллельные классы при существующей семинарии, поставив ее в отношении помещения в лучшие гигиенические условия. 5. Улучшить материальное положение учащихся (учителей и учительниц).” ( Область Войска Донского. Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности. СПб., 1903. С. 169).
Надо заметить, что практически все намеченное было выполнено к 1914 году.
Что касается высшего образования, то до 1907 года в Области Войска Донского не было ни одного вуза (Мариинский Донской институт благородных девиц считался средним учебным заведением). Для получения высшего образования донцы поступали в вузы Харькова, Москвы, Петербурга. Но жизнь требовала создания собственных институтов, и в 1907 году в Новочеркасске был открыт Донской Политехнический институт – первое высшее учебное заведение Дона. Официально его открытие состоялось 5 октября в здании Дворянского пансионата (ныне автодорожный техникум). В 1911-1916 годах по проекту инженера-архитектора В.С. Рогуйского для Политехнического института было построено специальное здание. Первым ректором Политехнического института стал известный ученый, профессор математики Н.И. Зинин. Весьма квалифицированным был и профессорско-преподавательский состав: ботаник В.А. Арциховский, геолог Н.А. Православлев, металлург С.П. Вологодин, геолог П.Н. Червинский и другие ученые с всероссийской и мировой известностью. За десять предреволюционных лет Донской Политехнический институт подготовил 196 специалистов: агрономов, механиков, химиков-технологов, инженеров-мелиораторов.
С 1909 года на Дону начали функционировать “Высшие женские курсы”, существовавшие, в основном, на частные пожертвования, и не относившиеся по уровню программы к высшему образованию.
В 1911 году в Новочеркасске открылся учительский институт, готовивший кадры для гимназий, школ и училищ Донской области. В 1915 году, после занятия немецкими войсками Варшавы, оттуда эвакуировали в Новочеркасск ветеринарный институт.
Одним из центров народного образования на Дону являлся Ростов. Здесь к 1917 году действовало 23 средних учебных заведения, в том числе мореходное училище, техническое железнодорожное училище, мужская и женская гимназии, городское народное училище, училище Шахова, “Класс рисования и лепки” Чиненова, несколько приходских школ. В 1915 году в Ростов из захваченной немцами Варшавы был эвакуирован университет, так и оставшийся здесь доныне.
К 1917 году на Дону действовало 1550 учебных заведений, в которых обучалось около 89 тысяч мальчиков и 38 тысяч девочек. Кроме этого, в частных учебных заведениях получали образование более 2-х тысяч детей обоего пола. (ГАРО. Ф. 353. Оп. 1. Д. 764. Лл. 8-9).
По уровню грамотности Область Войска Донского занимала одно из первых мест в Российской империи.
Михаил Астапенко, историк, член Союза писателей России, академик Петровской академии наук.
Евгений Астапенко, кандидат исторических наук, член Союза журналистов России.