Неизбежное случилось, Армения выходит из ОДКБ – по крайней мере именно так заявил Никол Пашинян. И хотя формулировки у него всегда из серии «русский не родной», однако сложно его понять как-то иначе:
«Выйдем. Мы решим, когда… А вы что думаете? Какой следующий шаг? Вы думаете, что вернемся назад в ОДКБ? Нет, другого пути нет. Не беспокойтесь, назад не вернемся», – заявил глава армянского правительства.
Если нужен перевод, то всё просто: решение о выходе они уже приняли, и размышляют лишь о том, когда это сделать.
По мнению экспертов, выход Армении из организации будет формализован юридически еще до конца года. Такое решение позволит стране свободнее формировать свою внешнюю политику. Однако, возникает вопрос о будущем российской базы в Гюмри, на которую, вероятно, будет оказано давление.
Собственно, выдавить наших военных из Армении – это давняя мечта Запада. И вот пришёл такой изумительный глава страны, который огромные куски страны не пожалел, отдал противнику, чтобы Запад свою мечту воплотил. Удивительный человек – Пашинян… А ещё удивительнее, что армяне до сих пор допускают, что он правит страной… Впрочем, это их выбор.
Очевидно, что вместо наших парней в Армению зайдут французы. Новость плохая, откровенно скверная. Францию с лицом Макрона мы наблюдали последние год-полтора, и лучше там не станет. Национальный символ у них – петух: был и остаётся…
Насколько опасным может быть участие Франции в действиях на Кавказе? Рассмотрим возможные последствия исхода этой ситуации. Такой расклад может очень быстро привести к ухудшению отношений Еревана с Азербайджаном и Турцией, которые в данном контексте могут рассматривать Францию как своего главного врага. С Парижем у Анкары очень давние счёты, да и у Баку – отнюдь не радужные отношения с Пятой республикой.
С учетом вышеперечисленных факторов, мирные соглашения между Ереваном и Баку могут оказаться просто пустой бумажкой! Никто не станет ждать, пока французское присутствие наберёт силу – решать вопрос будут, пока Армения максимально слаба. Между выходом наших ребят и заходом французов – будет оптимальный момент.
В результате Алиев и Эрдоган могут попытаться прорвать наземный коридор из Нахичеванской Автономной Республики в основную часть Азербайджана. Это станет частью стратегии Турции – обеспечить прямой доступ к Каспийскому морю и далее к Средней Азии, включая Туркменистан и Казахстан.
Таким образом, участие Франции в конфликте на Кавказе может привести к дальнейшему обострению ситуации и разрастанию конфликта на региональном уровне.
России не выгодна такая ситуация на Южном Кавказе по целому ряду причин. Во-первых, произойдёт катастрофическое снижение нашего влияния в регионе. А Россия – не США: речь идёт не о другом конце света, а о самом нашем приграничье, куда могут хлынуть потоки беженцев из Африки или с Ближнего Востока.
Во-вторых, появляется сильный конкурент в лице Турции, которая сегодня проявляет особую активность в среднеазиатских республиках. Скажем более, Турция весьма недурно окучивает и наши-то собственные регионы! И занимается этим отнюдь не в интересах России, конечно же…
В-третьих, на Кавказе легитимизируется присутствие Франции, являющейся членом НАТО и обладающей стратегическим арсеналом. Ее присутствие представляет из себя не только военную разведку, но и непосредственное влияние на политические элиты в Ереване. И нам этого счастья даром не надо: будет даже хуже, чем с Казахстаном, который «окучивают» британцы.
Так что в целом – ситуация сложная. Интересно, что будет делать наше руководство.