1,2K подписчиков

Такое разное спасибо: учим вежливости или благодарности

139 прочитали

- Мама, ты положила мне в рюкзак жирафку?

- Да.

- Это ты хорошо сделала, спасибо.

Наш регулярный диалог с сыном.

Надо ли ребёнка учить вежливым словам, как «спасибо», «пожалуйста» и «будьте добры»?

Конечно, надо. Вежливому человеку легче установить контакт и расположить к себе собеседника. Вежливая просьба будет выполнена быстрее и охотнее.

А благодарности тоже учить надо? Или это приходит с возрастом?

Если посмотреть популярные тренинги по саморазвитию, то почти в каждом мы найдём что-нибудь про практику благодарности. Как это важно и нужно всем. Даже чудесный разворот жизни на 180 градусов обещают, если каждый день вести дневник благодарности.

Простое спасибо может поднять человеку настроение на целый день
Простое спасибо может поднять человеку настроение на целый день

Сначала вежливость, потом благодарность?

Мне кажется, это самая частая формула такая: сначала учим говорить «спасибо» на автомате (после еды, за подарок), а уже потом ребёнок начинает это делать осознанно.

«Волшебные» слова дети узнают в раннем возрасте и позже доводят до автоматизма в определённых ситуациях. В детском саду, например, дети очень быстро понимают и начинают соблюдать правила игры: пришёл – надо здороваться, перед едой воспитатель желает всем приятного аппетита, после обеда все дружно говорят «спасибо». Если кто-то забыл, ему обязательно напомнят.

Наши бабушка с дедушкой, как и многие другие взрослые, очень любят вопрос "Что надо сказать?» Даже если ребёнок внезапно из-за стола сорвался в туалет (естественно, не думая в этот момент о «спасибо»), вопрос тут же летит ему вслед.
Это нормально. Меня тоже так в детстве учили. В конечном счёте это даёт результат: сначала ребёнок говорит, потому что требуют в конкретном контексте, потом уже понимает, когда и как надо ещё.

Но можно и от обратного.

Учим благодарности, а вежливость подтянется

Расскажу про свою философию в этом вопросе.

Я тоже время от времени начинаю нудеть «Не забудь поздороваться» и «Что надо сказать?» Чаще всего это нудение проявляется «на людях», потому что приличия того требуют.

Дома же мы более спокойно относимся к отсутствию некоторых волшебных слов в общепринятых случаях. Например, у нас нет ритуальных «приятного аппетита» и «спасибо» после еды. Иногда говорим, иногда нет. Мне кажется, хорошо, когда дома человек может быть более расслабленным. И если вдруг мне сейчас по каким-то причинам не до этикета, я на него запросто могу забить.

Что касается прививания вежливости ребёнку, то она всё равно к ребёнку придёт. Совсем необязательно постоянно напоминать, что и когда надо сказать. Конечно, при условии, что ребёнок живёт в адекватном окружении. Вежливость придёт из примера родителей и других значимых взрослых. Если родители сами в общении используют волшебные слова, то и дети это будут делать. Не сразу, не всегда, но будут.

Гораздо важнее научиться благодарности. Научиться замечать вложенные усилия и таланты другого человека, ценить их.

Например, вместо формального «спасибо» после еды можно в процессе трапезы заметить, что «папа готовит самые вкусные бутерброды».

Я часто при сыне говорю вслух «спасибо» разным людям и предметам, за какие-то их действия, качества, свойства. Даже если они меня не слышат. Фарам – за то, что освещают нам дорогу. Человеку, выехавшему с парковки прямо перед нами, - за то, что освободил для нас место. Уборщикам на дороге – за чистоту улиц. Сын уже привык к моим странностям, поэтому обычно присоединяется и поддакивает или дополняет.

Такой подход сразу формирует более осознанное восприятие. Ребёнок отслеживает не конкретные ситуации, в которых всегда надо говорить «спасибо», а наблюдает по жизни за моментами, когда кто-то сделал что-то хорошее, важное для нас, и старается это отметить.

Как итог, сын начинает говорить «спасибо» в тех ситуациях, где я его этому специально не учила. Причём благодарит людей открыто и развёрнуто.

На автоматической мойке машины недавно приятно удивил, если не сказать шокировал, работников.
Пока девушки пылесосили салон, ребёнок выдал им что-то вроде: «Спасибо, что моете нам машину, она после вас такая чистая и приятно пахнет».
Вроде, простые слова. Но на мойке обычно такой шум и поток клиентов, что никто ни с кем не разговаривает. Сотрудники махают рукой, показывая, когда ехать. Водители в лучшем случае головой кивнут в знак благодарности.
А сын ждал момента, когда будет потише, чтоб поблагодарить мойщиц. Так приятно было видеть улыбки на их суровых лицах. Насколько же всем нам важно, когда ценят наш труд!

Умение чувствовать благодарность и обучение этому ребёнка избавит нас в будущем от избитой, но всё равно такой распространённой претензии «Я тебе всю себя отдала, а ты неблагодарный…» Потому что этот возможный "неблагодарный" таким не станет, а наоборот - будет вас ценить. А если и станет, то его "неблагодарность" вы даже не заметите, так как будете заняты поиском противоположного - того, за что можно быть благодарным. 2 зайца одним выстрелом, как говорится.

В общем, дорогой читатель, спасибо тебе за уделённое время и поставленный лайк. Пусть и в твоей жизни будет побольше событий и людей, достойных благодарности.