- Мама, ты положила мне в рюкзак жирафку?
- Да.
- Это ты хорошо сделала, спасибо.
Наш регулярный диалог с сыном.
Надо ли ребёнка учить вежливым словам, как «спасибо», «пожалуйста» и «будьте добры»?
Конечно, надо. Вежливому человеку легче установить контакт и расположить к себе собеседника. Вежливая просьба будет выполнена быстрее и охотнее.
А благодарности тоже учить надо? Или это приходит с возрастом?
Если посмотреть популярные тренинги по саморазвитию, то почти в каждом мы найдём что-нибудь про практику благодарности. Как это важно и нужно всем. Даже чудесный разворот жизни на 180 градусов обещают, если каждый день вести дневник благодарности.
Сначала вежливость, потом благодарность?
Мне кажется, это самая частая формула такая: сначала учим говорить «спасибо» на автомате (после еды, за подарок), а уже потом ребёнок начинает это делать осознанно.
«Волшебные» слова дети узнают в раннем возрасте и позже доводят до автоматизма в определённых ситуациях. В детском саду, например, дети очень быстро понимают и начинают соблюдать правила игры: пришёл – надо здороваться, перед едой воспитатель желает всем приятного аппетита, после обеда все дружно говорят «спасибо». Если кто-то забыл, ему обязательно напомнят.
Наши бабушка с дедушкой, как и многие другие взрослые, очень любят вопрос "Что надо сказать?» Даже если ребёнок внезапно из-за стола сорвался в туалет (естественно, не думая в этот момент о «спасибо»), вопрос тут же летит ему вслед.
Это нормально. Меня тоже так в детстве учили. В конечном счёте это даёт результат: сначала ребёнок говорит, потому что требуют в конкретном контексте, потом уже понимает, когда и как надо ещё.
Но можно и от обратного.
Учим благодарности, а вежливость подтянется
Расскажу про свою философию в этом вопросе.
Я тоже время от времени начинаю нудеть «Не забудь поздороваться» и «Что надо сказать?» Чаще всего это нудение проявляется «на людях», потому что приличия того требуют.
Дома же мы более спокойно относимся к отсутствию некоторых волшебных слов в общепринятых случаях. Например, у нас нет ритуальных «приятного аппетита» и «спасибо» после еды. Иногда говорим, иногда нет. Мне кажется, хорошо, когда дома человек может быть более расслабленным. И если вдруг мне сейчас по каким-то причинам не до этикета, я на него запросто могу забить.
Что касается прививания вежливости ребёнку, то она всё равно к ребёнку придёт. Совсем необязательно постоянно напоминать, что и когда надо сказать. Конечно, при условии, что ребёнок живёт в адекватном окружении. Вежливость придёт из примера родителей и других значимых взрослых. Если родители сами в общении используют волшебные слова, то и дети это будут делать. Не сразу, не всегда, но будут.
Гораздо важнее научиться благодарности. Научиться замечать вложенные усилия и таланты другого человека, ценить их.
Например, вместо формального «спасибо» после еды можно в процессе трапезы заметить, что «папа готовит самые вкусные бутерброды».
Я часто при сыне говорю вслух «спасибо» разным людям и предметам, за какие-то их действия, качества, свойства. Даже если они меня не слышат. Фарам – за то, что освещают нам дорогу. Человеку, выехавшему с парковки прямо перед нами, - за то, что освободил для нас место. Уборщикам на дороге – за чистоту улиц. Сын уже привык к моим странностям, поэтому обычно присоединяется и поддакивает или дополняет.
Такой подход сразу формирует более осознанное восприятие. Ребёнок отслеживает не конкретные ситуации, в которых всегда надо говорить «спасибо», а наблюдает по жизни за моментами, когда кто-то сделал что-то хорошее, важное для нас, и старается это отметить.
Как итог, сын начинает говорить «спасибо» в тех ситуациях, где я его этому специально не учила. Причём благодарит людей открыто и развёрнуто.
На автоматической мойке машины недавно приятно удивил, если не сказать шокировал, работников.
Пока девушки пылесосили салон, ребёнок выдал им что-то вроде: «Спасибо, что моете нам машину, она после вас такая чистая и приятно пахнет».
Вроде, простые слова. Но на мойке обычно такой шум и поток клиентов, что никто ни с кем не разговаривает. Сотрудники махают рукой, показывая, когда ехать. Водители в лучшем случае головой кивнут в знак благодарности.
А сын ждал момента, когда будет потише, чтоб поблагодарить мойщиц. Так приятно было видеть улыбки на их суровых лицах. Насколько же всем нам важно, когда ценят наш труд!
Умение чувствовать благодарность и обучение этому ребёнка избавит нас в будущем от избитой, но всё равно такой распространённой претензии «Я тебе всю себя отдала, а ты неблагодарный…» Потому что этот возможный "неблагодарный" таким не станет, а наоборот - будет вас ценить. А если и станет, то его "неблагодарность" вы даже не заметите, так как будете заняты поиском противоположного - того, за что можно быть благодарным. 2 зайца одним выстрелом, как говорится.
В общем, дорогой читатель, спасибо тебе за уделённое время и поставленный лайк. Пусть и в твоей жизни будет побольше событий и людей, достойных благодарности.