Здравствуйте, уважаемые читатели!
Продолжаю цикл статей по методике обучения решению 34 задачи. Данный материал интересен в первую очередь тем, кто заинтересован в том, чтобы научить(ся) решению самого сложного задания государственного экзамена по химии. Первый этап обучения посвящен формированию навыков нахождения составов реакционных смесей по их количественных характеристикам. Наиболее актуальные в настоящее время расчетные приемы основаны на использовании понятий "атомистики" и растворимости.
В предыдущей статье я рассмотрела блоки задач на установление количественных характеристик смесей с помощью атомистики и растворимости. Реализация этого этапа на практике: в ходе первого двухчасового индивидуального занятия с 11-классником (у которого по итогам 10 химбиокласса вышла четверка по химии), за 1,5 часа были разобраны 16 задач на атомистику. Первые 6 задач решались до ответа. В остальных 10 задачах, после того, как увидела, что ученик вполне приемлемо справляется с математическими расчетами, решение доводили только до составления систем уравнений. Домашнее задание по этому первому этапу:
1. Дорешать до ответа 10 задач (разобранных на занятии)
2.Познакомиться с 34 задачами из сборника Д.Ю.Добротина -2024 (варианты 2 и 3) и попытаться что-нибудь решить.
Оставшиеся 30 минут занятия были посвящены работе с "реестром сложной неорганики". Это - авторский материал из 27 разделов:
Он включает в себя практически все блоки реакций, на которых основаны пп 6-9, 29-31, 34 (КИМ ЕГЭ по химии). Работа с реестром на первоначальном этапе подготовки к ЕГЭ создает базу для выполнения этих заданий. На первом занятии обычно разбираю только п.1 (совместный гидролиз) во всех его вариациях и ограничениях. Соответственно, ученик получает ДЗ и по этому блоку: написать уравнения солей трехвалентных металлов с (гидро)карбонатами, сульфидами, сульфитами. Особое внимание - взаимодействие. солей железа (3) с солями - восстановителями (сульфидами и сульфитами).
Второй этап освоения расчетных приемов 34 задачи посвящаю нахождению количественных характеристик растворов. Выделяю здесь 2 блока:
1. По массовым долям растворов (6 задач, от простого к сложному), в том числе:
2. По растворимости. Здесь выделяю 4 блока. В каждом из них также задачи с постепенным нарастанием уровня сложности
2.1. Растворимость безводных солей (7 задач), в том числе:
Задача 7 - часть расчетного блока реальной задачи ЕГЭ-2024
.2.2. Растворимость солей в многокомпонентных системах (6 задач, по следам реальных задач ЕГЭ-2024), в том числе:
2.3. Растворимость газов (6 задач, по мотивам реальных задач ЕГЭ-2023)
2.4. Растворимость кристаллогидратов (в том числе задачи на перспективу...)
На второй блок (растворимость) планирую 2 двухчасовых занятия, одно из которых уже проведено. На нем разобраны блоки 2.1. и 2.2. Из реестра рассмотрели п.2 (гидролиз бинарных соединений), в т.ч. нейтральный и кислотный гидролиз гидридов, карбидов, силицидов, нитридов, фосфидов, сульфидов металлов. Особенное внимание - гидролизу бинарных соединений алюминия в избытке щелочи. По бинарным соединениям неметаллов- рассмотрели нейтральный и щелочной гидролиз силана, тетрахлорсилана, пентахлорида фосфора, фосгена. Особое внимание - взаимодействию сероводорода (или диоксида серы ) с галогенами в водном и щелочном растворах. Последние реакции - ОВР, но позволила себе отнести их в этот раздел.
На следующем занятии - заканчиваем растворимость и далее - начинаем разбирать расчетные задачи с позиции материальных балансов рассматриваемых в них процессах.
Заранее благодарна за конструктивные замечания и дополнения, вопросы : https://vk.com/id363684368
Всего доброго!