Найти тему
Газета Metro Петербург

Закрутки, стрит-арт и поэзия: какой была гаражная культура в СССР

Оглавление
   Выставка позволит кому-то познакомиться с гаражной культурой, другим – проникнуться ностальгией. Фото: Музей транспорта Москвы.
Выставка позволит кому-то познакомиться с гаражной культурой, другим – проникнуться ностальгией. Фото: Музей транспорта Москвы.

В большинстве стран мира гараж - место для парковки автомобилей. И лишь в некоторых - пространство для самореализации. В СССР к этим функциям в 1960-70-е годы прибавилась альтернативная - гараж становился ещё и территорией свободы. На новой выставке все эти смыслы соединят под одной крышей. В гараже мы увидим и витрину счастья советского человека, и традиционный мужской клуб.

- Из 18 кв. м автомобиль занимал только 9-10, - рассказывает Metro Оксана Бондаренко, директор Музея транспорта Москвы, организатора экспозиции. - Наша выставка отвечает на вопрос, что же происходило с остальной площадью? Будет ли это экспериментальная лаборатория и инженерная мастерская, первый на районе автосервис или место для хранения ванны и велосипеда? Представьте себе, как, не имея свободной площади для хранения в квартирах, "инь" и "ян" советских семей начинают конкурировать за территорию в гараже. Женщины несли туда "закрутки" и картошку, а мужчины спасали от истребления дорогие сердцу предметы обихода и гардероба. Поэзия и строгий расчёт боролись за место на гаражных стеллажах и в подполье. Это тот случай, когда практической пользы от предмета нет, но за каждым из них стоит история.

33 000 человек в общей сложности посетили экспозицию "Куплю гараж" в Москве

Пространство в "Севкабель Порту" поделят на тематические зоны, оформленные в виде гаражей. В каждой будут вещи, образы и условные герои. Без детских игрушек, старых холодильников и чайных сервизов дело не обойдётся.

Из прошлого в будущее

Вопрос о том, ушла ли гаражная культура в прошлое, остаётся открытым.

- С одной стороны, гаражная культура - это то, что сегодня необходимо музеефицировать, экспонировать и о чём рассказывать тем, кто не застал зарождение этого явления, - продолжает Оксана Бондаренко. - С другой - гаражи так или иначе остаются частью городского ландшафта. Самое интересное, что их функционал, как и прежде, ничем не ограничен. А на сегодняшний день скорее ещё более расширен. Они представляются нам в роли галерей современного искусства, кафе, репетиционных музыкальных студий и многого другого. Как в старые времена, гаражи - это творческое пространство, которое наполняет смыслами его владелец или сообщество.

   Фото: Музей транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы.

Не только гараж

Также на выставке представят автомобили из фонда Музея транспорта Москвы, от частных коллекционеров и из музеев Петербурга. Например, извозчичий городской двухместный экипаж с кузовом типа фаэтон. Экипажи с рессорами и поднимающимся верхом можно было встретить с середины XVIII века до конца 1940-х годов.

   Фото: Музей транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы.

Святослав Тарасенко