Найти тему
ГРАУНД Солянка

Увидеть невидимое и пережить фантомное

О фантомных воспоминаниях и реальных «Мирах, которых, видимо, не было» рассказывает Анна Зайцева, куратор выставки в рамках программы ГРАУНДа «Студенческий май».

Анна Зайцева
Анна Зайцева

ГРАУНД СОЛЯНКА: Как возникла идея выставки «Миры, которых, видимо, не было»?

Анна Зайцева: Художницы, которые участвуют в выставке, – резиденты 10-го сезона «Открытых студий». Я делала им образовательную программу, и как раз в рамках этой программы я их привела в гости к Кате Бочавар, чтобы понять, как работает ГРАУНД Солянка. Во время этой встречи студенты договорились с Катей о том, что они предложат проект для традиционной майской студенческой выставки, которую делает Солянка. То есть все начиналось с экспромта. И когда этот пакт был заключен, я начала интересоваться у художниц, которым предстояла также большая отчетная выставка на Винзаводе, с какими работами, собственно, они собираются участвовать. У нас состоялся очень короткий мозговой штурм, они принесли эскизные решения разных проектов без заранее выбранной темы — просто над чем им было бы интересно, органично работать, и мы сформировали определенный пул работ, которые могли бы сложиться в цельную историю. А уже потом придумали к ней название. То есть сначала было ощущение, что это всё крутится вокруг одного сюжета, а потом уже это ощущение оформилось в слова.

ГС: Ознакомившись с описанием выставки, я обнаружила много совпадений с таким понятием как конфабуляции в психологии — это ложные воспоминания, или сдвинутые воспоминания, в которых факты, бывшие в действительности или видоизмененные, переносятся в другое время и часто могут сочетаться с абсолютно вымышленными событиями. И как же художницы выставки работают с этими воспоминаниями и реконструкциями прожитого?

Ульяна Ёлкина, «Осязаемая иллюзия»
Ульяна Ёлкина, «Осязаемая иллюзия»

АЗ: То, о чём ты говоришь, подразумевает различение того, что было на самом деле, и каких-то абсолютно вымышленных событий, и осознанное совмещение одного с другим. Что мне кажется интересным и ценным в том, что делали художницы? Это как раз то, что, во-первых, под вопрос ставится сама возможность достоверно определить, что было на самом деле, а во-вторых, на первый план выходит не понятие вымышленного / бывшего на самом деле, а того, что является для меня реальным. Например, в экспозиции есть работа Ульяны Ёлкиной, которая расположилась на лестнице. Она состоит из пяти скульптур, которые, так или иначе, отыгрывают образ песика — это песик, как воспоминание из детства, и он мутирует, как мутируют все наши воспоминания. Пять агрегатных состояний этого песика она воплотила в полиуретане с текстильными вкраплениями. И каждому из видоизменений этого образа она придала равную материальность. Ключевое слово — «равный». Там угадывается хронология, поскольку песик становится всё более расплывчатым, но нет иерархии правильного / неправильного. Все песики разные, но они в соответствующих точках временной шкалы в равной мере обладали статусом «реального» для носителя воспоминания. Такие механизмы действуют и в нашей индивидуальной памяти, и в коллективной. Чем и интересна такая простая, локальная история, которую вытащила Ульяна. Вот, например, сегодня мы явно переживаем определенную ностальгию по Советскому Союзу…

ГС: Ну, кто как…

АЗ: Да, кто как. Но есть определенная группа людей, которые переживают эту ностальгию. А это ностальгия по чему? Это реальный Советский Союз или это некий сконструированный образ Советского Союза? Вообще-то, конечно, сконструированный, субъективный, как и всё, что производится сознанием человека. Но он является абсолютно реальным, поскольку становится мотиватором совершенно реальных действий.

Работа Даши Арбузовой «Воспоминания о будущем»
Работа Даши Арбузовой «Воспоминания о будущем»

ГС: Кто-то ностальгирует всё же по двухтысячным. И художницы, которые участвуют в выставке, они всё-таки того поколения, которое никак не помнит Советский Союз, они могут что-то смутно вспоминать о своем детстве, которое пришлось на гораздо более поздние годы.

АЗ: Конечно! Надо сказать, что я всех просила писать комментарии к своим работам от первого лица, чтобы они были как можно более личными, потому что общая рамка этой выставки предполагала подчеркнуто осознанное отношение к субъективности. И как раз работа Даши Арбузовой «Воспоминания о будущем» является показательной в этом смысле. Потому что она действительно создала работу, которая рефлексирует ностальгию по двухтысячным. Интересно, что сама художница эту ностальгию разделяет, но самого времени, в силу возраста, помнить не может. Она родилась в 2001 году. 2000-е, в ее представлении, были отмечены целым комплексом ожиданий и надежд, представлений о том, что почти всё уже, во-первых, хорошо, а во-вторых, будет еще лучше. Визуальным воплощением этого периода для нее является эстетика Frutiger Aerо*. Даша хорошо изучила интернет-течения того времени и из них достает импульсы для того, что делает сегодня.

* Frutiger Aero — эстетика, которая была распространена примерно с 2004 по 2013 год . Для нее характерно использование глянцевых текстур, природы, воды, пузырей, полярных сияний, цветочных узоров, ярких цветов и стекла.

ГС: Получается, что утопическое фантомное воспроизведение, фантомные воспоминания оказываются более жизнеспособными в таком случае, потому что другого просто нет?

АЗ: Мне кажется, что этот разговор имеет смысл вести именно от первого лица. И должно быть постоянное осознание собственной субъективности. Взгляды могут быть какими угодно, но отслеживание того, что любая концепция, представление о чём-то является проекцией меня, мне кажется, очень важно.

-4
Коллажи Лены Шаргановой «В потоке»
Коллажи Лены Шаргановой «В потоке»

ГС: Еще один момент — такие ложные воспоминания бывают как раз у детей, потому что они еще не очень понимают, как движется время, и не умеют анализировать какие-то важные события. Поэтому их восприятие состоит из ярких фрагментов, моментов жизни, которые накладываются на их психику, на их восприятие, и они запоминают именно это.

АЗ: Я говорю не о ложном и верном воспоминании — всё, о чём я говорю, старается опровергнуть это деление. Важно, что является для человека реальным. В любом случае об этом пусть рассуждают философы, это их хлеб. Но вообще — да, мне представляется не менее актуальным, чем разбирательство в том, где ложное, а где верное, осознание того, что нечто, являющееся сколь угодно ложным, мифическим, вымышленным применительно к прошлому, может оказаться совершенно реальным фактором применительно к настоящему.

ГС: Наиболее документально подкрепленными воспоминаниями на этой выставке мне показались воспоминания, составленные в карты–путеводители из архивных фотографий в текстильных коллажах Лены Шаргановой. Она взяла архивные фотографии и собрала их в некую картину, в некий сюжет, и это стало ее методом.

АЗ: Да, эта работа может быть включена в большой цикл, над которым Лена работает уже не первый год, и который называется «Лучезарный город». Вообще отправной точкой этого проекта был город, в котором она родилась. Это небольшой городок в Тверской области — Нелидово. Там жило несколько поколений Лениной семьи. Его прошлое (я рассказываю, как слышала от Лены, и не претендую на верность) представляет собой показательную историю советского города, который в самом начале впитал в себя все утопические проекты 20-х годов: это была концепция города-сада, которую пытались реализовать несмотря на то, что там сплошные болота, всё это должно было соединиться с очень сильной индустриальной компонентой, там разрабатывались карьеры и прочее. И это была как раз такая раннесоветская утопия — совмещение идеи прогресса и гармоничного существования на природе. Через несколько десятилетий это всё, толком не состоявшись, начало приходить в упадок. Лена в этих своих слоистых текстильных коллажах — слоистых в прямом смысле, потому что она использует ткани разных плотностей, есть какие-то полупрозрачные слои, есть плотные, где-то она использует аппликацию — раскладывает такую же слоистую историю этого города. Она вряд ли интересна кому-то, кто там никогда не жил, но, несомненно, интересна как пример трансформации утопического проекта в какую-то свою противоположность и переплетения этого утопического проекта с судьбами конкретных людей. Потому что, как ты и сказала, художница в коллажах использует много фотографий из своего семейного архива, это ее реальные дедушки, бабушки, прабабушки. И они все будто бредут под сенью архитектурных фантазий Якова Чернихова — оказываются прохожими на улицах со зданиями, напоминающими конструктивистскую архитектуру.

ГС: А вот совсем уже нереальная история — работы Юли Дибровой, такие кракозябры, одновременно напоминающие и бактерии и словно что-то знакомое, живое, а с другой стороны, в какой-то момент они превращаются уже в совершенно неживые организмы. Откуда они пришли, эти существа?

Юля Диброва. Астарта. Проект «(не) люди лунного света»
Юля Диброва. Астарта. Проект «(не) люди лунного света»

АЗ: В наших внутренних беседах мы для простоты называли это «печень». «Где у нас будет печень?». Эта работа лучше всего вписывается в тот контекст выставки, с которого я начинала. И ты очень точно отмечаешь, что это то ли живое, то ли не живое, и вообще оно не пойми какое. Юля, как человек философски очень хорошо образованный, задается вопросом о том, можно ли говорить о чем-то объективном там, где мы имеем дело с человеком, с его суждением, мнением, взглядом, слухом и так далее. И есть, казалось бы, такое объективно существующее понятие, явление, как «природа». Но «природа» — это конструкт, продукт определенной стадии развития человеческой культуры. Это синтетическая вещь, синтетическая в том смысле, что понятие природа синтезировано из определенного ряда философских идей. И поэтому даже самое природное является синтетическим. И эти Юлины объекты, которые так напоминают нечто органическое, принципиально сделаны из синтетических материалов. Это очень изящная и чувственно ощутимая проблематизация этой «органики»: насколько природное является природным, или оно всё-таки является продуктом нашей концептуальной деятельности?

ГС: Да, Юля их смоделировала. И их, кстати, очень хочется потрогать.

АЗ: Да, потрогать и ужаснуться верности своей догадки. Потому что это обманка, и ты уже издали понимаешь, что оно только похоже на природное, но таковым не является. Если ты дотронулся руками, то окончательно это понимаешь. С другой стороны, это не только про ужаснуться, но и про обрадоваться: оно не скользкое, не липкое, а, кстати, сказать, очень приятное на ощупь. Юля нашла потрясающий материал, кажется, лаки… Двойственные чувства вызывает эта работа.

Кадр из работы «Стояние. (Осень)» Оли Михальчук
Кадр из работы «Стояние. (Осень)» Оли Михальчук

ГС: Расскажи, пожалуйста, коротко о видео-работе «Стояние. (Осень)» Оли Михальчук. Там героиня стоит вечером на улице, не шевелясь, и вокруг нее происходит какая-то жизнь.

АЗ: Это самая, мне кажется, поэтическая работа на этой выставке, и всегда ужасно сложно поэтическое произведение раскладывать на составляющие. Это видео с саундтреком из «Времен года» Вивальди, «Осени», определенным образом переработанной. Мы видим огромное дерево, шевелящуюся на ветру крону, это вечер, уже довольно темно, под деревом неподвижно стоит девушка, смотрит в камеру, вокруг нее, время от времени, то исчезая из кадра, то появляясь в нем, бегает собака, которая занята своими делами. Ну, как это объяснять. Это всё равно, что поэзию пересказывать своими словами. Здесь есть мир, который живет своей жизнью, он не враждебен и не эмпатичен по отношению к героине. Они просто не соприкасаются. Помнишь, как устроены портреты Эдварда Мунка? Почему я, например, могу долго на них смотреть? Это про человеческое одиночество на фоне мира, у Мунка фигура никогда не соприкасается с окружающим фоном. Она как бы подвешена в нем и никак не закреплена. Нет контакта. При том, что он пишет не обобщенные образы, он пишет конкретных людей с конкретными портретными чертами. И ты понимаешь, что это реальные люди, вокруг них реальный мир, но нет никакого контакта между миром и вот этим замершим человеком — там как будто прослойка из вакуума. Иногда человеческая фигура у него обведена контуром, который дополнительно отделяет ее от всего окружающего. И вот Оля Михальчук, как мне кажется, про это же. Поэзию нельзя объяснять логически. Я могу объяснять ее только через другую поэзию.



Выставка
«Миры, которых, видимо, не было» идет до 23 июня включительно.