Найти тему

Не зли медсестру. Только она знает, что именно набрано в твоём шприце

Или не знает.

Ежегодно в мире почти 100 тысяч пациентов умирают в больницах из-за ошибок в применении лекарств. Это данные 2013 года. Уверена, за последние 11 лет эта цифра меньше не стала.

С сайта bbraun.ru
С сайта bbraun.ru

Абсолютное большинство ошибок совершает средний медперсонал. Нашумевшая история с медсестрой, которая в конце прошлого года промыла младенцу катетер анестетиком вместо антикоагулянта, ещё в памяти свежа.

Причём большинство лекарственных ошибок происходит не во время экстренных жизнеугрожающих ситуаций, а в повседневной работе. Этот вывод представлен миру тоже довольно давно – аж в 2006ом. Но, поверьте, здесь тоже ничего не изменилось.

Так Шедеврум видит лекарственную ошибку
Так Шедеврум видит лекарственную ошибку

Существует очень простое правило пяти П.

Правильному пациенту
Правильное лекарство
В правильной дозировке
В правильное время
Правильным путём

Вроде несложно, правда же? Просто соблюдай каждый пункт. Так почему же ошибки случаются раз за разом?

Уверенно лидирует человеческий фактор. Недостаток знаний, неосторожность или невнимательность – один из этих факторов или их сочетание способны привести к трагедии.

Очень частая ситуация: медсестру отвлекли – она набирает или собирается набрать препарат (заправляет капельницу, вскрывает вакцину, раскладывает таблетки и прочее), а пациент в это время задаёт 100500 вопросов. Знакомо? Стоп! Если вы медсестра, вежливо пресеките вопросы: "сейчас я наберу препарат, а потом отвечу на все ваши вопросы". Если вы пациент, замолчите, это именно тот случай, когда молчание – золото. И медсестра молчит не потому, что она злюка агрессивная, а потому, что сейчас она должна быть максимально сосредоточена и внимательна. От этого зависит ВАША жизнь.

Медсестра обязана набрать препарат в вашем присутствии. Это правило безопасности. Не отвлекайте её, пока она этим занята. И если она при этом бормочет под нос, она не сошла с ума, а проговаривает свои действия, кому-то это помогает сосредоточиться. И это нормально, это тоже про безопасность. А вот когда она набрала, она обязана произнести, что она вам вводит и куда, в какой дозировке, с какой целью, какая у вас, возможно, будет реакция на препарат, какие могут быть побочные явления, что вы можете или не делать после введения.

Уважаемые медсëстры, не ленитесь проговаривать эти вещи пациенту. Он имеет право знать, что получает и какой эффект от этого будет. А для вас это ещё один способ избежать ошибок.

-3

Что же ещё мы можем сделать, чтобы минимизировать ошибки?

Начнём с простейшего: прежде чем набрать препарат из ампулы или выдавить таблетку из блистера, ПРОЧИТАЙТЕ название! А ещё дозировку и срок годности. И ещё раз сверьте с листом назначений.

Правило, актуальное: и в больнице, и дома – смотрите, что берёте!

Найдите 10 отличий
Найдите 10 отличий

Частый случай в практике: процедурная медсестра знает, что на второй полке первого шкафа в дальнем левом углу всегда стоит раствор (гипотензивное, антикоагулянт, антиаритмическое – нужное подчеркнуть). Он вчера там стоял, месяц назад и год назад тоже. Но вот ведь оказия какая: пришла новая дежурная медсестра и решила, что ей такой порядок вещей неудобен. И на месте раствора с физиологической концентрацией оказался высококонцентрированный раствор, на месте гипотензивного – электролит, антикоагулянт поменялся местами с сахароснижающим, а антиаритмик с кардиотоником. "Старая" медсестра, заступая на смену, на 100% уверена, что всё расположено так, как она привыкла. И, не глядя (!!!) и не проверяя, протягивает руку и берёт, по её мнению, нужный препарат. Что происходит дальше, думаю, объяснять не требуется.

Это реальная история из реальной практики. И я безумно рада, что не моей. Потому что закончилось всё очень трагично. Рада не тому, что кто-то пострадал, рада тому, что ошибка совершена не мной.

Отличите одно от другого
Отличите одно от другого

Но я не единожды попадала в ситуацию "почти ошибка". Набирала 10 мл вместо 10 тысяч. Вместо 3% перекиси водорода смачивала тампон 6% перекисью. Местный анестетик 2% путала с 10%. К счастью, вовремя замечала ошибку. Однажды в упаковке с витамином оказалась ампула психостимулятора, не спрашивайте как, понятия не имею. В коробке с одним антибиотиком – флакон с другим. На месте 40 % глюкозы – препарат кальция. Список своих и чужих "безалаберностей" могу продолжить, но не буду. Лучше ещё раз проговорю золотой алгоритм безопасности.

И попробуйте не перепутать
И попробуйте не перепутать

Прочитайте название и дозировку препарата. Сначала на упаковке, потом непосредственно на ампуле (блистере).

Проверьте срок годности. Как правильно его интерпретировать, я расскажу в другой статье.

Посмотрите на раствор в ампуле: он должен был прозрачным (исключение – эмульсии и суспензии), не должно быть посторонних включений и примесей, у цветных препаратов должен быть характерный для них цвет. При разведении препарата физиологическим или любым другим раствором цвет меняться не должен (если иное не указано в инструкции). То же самое и с таблетками. Их агрегатные свойства меняться не должны. То есть таблетка не должна рассыпаться, крошиться.

Сомневаетесь – загляните в инструкцию, там всегда написано, как должен выглядеть препарат. Всё ещё сомневаетесь? Покажите сомнительный препарат более опытному коллеге.

И вообще, полюбите читать инструкции к препаратам. Не зря ведь их пишут! В них указано, как разводить или не разводить, как и куда вводить, в какой дозировке, в какое время дня и с какой периодичностью. Да, самостоятельно дозировку и кратность вы не рассчитываете. Да, их определяет врач. Но врачи тоже люди и тоже устают и ошибаются. Ваша задача – проверить врачебные записи на адекватность. И правильно ввести препарат тому пациенту, которому он предназначен. А знаете, что для этого нужно? Провести идентификацию. Об этом мы тоже как-нибудь поговорим.