Найти тему
Невыдуманные истории

Святитель Филарет, митрополит Московский: меч духовный.

Хочу познакомить вас, дорогие читатели, с еще одним замечательным человеком и добрым пастырем - святителем Филаретом. Родился будущий святитель (в миру Василий Михайлович Дроздов) 26 декабря 1782 года в городе Коломне Московской губернии в семье соборного диакона, а в последствии – священника. В 1791 году он поступил в Коломенскую духовную семинарию. Там юноша, исполняя волю отца, направился в лаврскую школу в обители преподобного Сергия. Переселение в Лавру наполнило его душу несказанной радостью.

В начале 1802 года Василий был назначен старшим над семинарской больницей. Ухаживая за больными, он учился сострадательной любви к ближним, познавал немощь и тленность телесной природы человека, его душа навыкала постоянно памятовать о смерти. В Троице – Сергиеву лаврскую семинарию. Там он находился под покровительством митрополита Платона (Левшина), который оказал большое влияние на судьбу Филарета.

По окончании семинарии 21 ноября 1803 года, после проведенного лично митрополитом Платоном экзамена, он был назначен учителем греческого и древнееврейского языков в той же гимназии.

Митрополит Платон очень любил своего ученика и писал о нем: «Я пишу по человечески, а он пишет по – ангельски».

Митрополит Платон стал убеждать молодого учителя принять монашество. Но Василий не торопился – целых два года проверял свои склонности, советовался с родителями, молился. И только в июля 1808 года подал прошение о пострижении в монахи и 16 ноября того же года был принят в постриг с именем Филарет честь праведного Филарета Милостивого.

По указу Святейшего Синода 1 марта 1809 года был вызван в Санкт – Петербург и назначен инспектором Санкт – Петербургской семинарии с занятием кафедры философских наук в звании бакалавра.

В конце марта того же года был рукоположен в иеромонаха.

В феврале 1810 года был переведен бакалавром богословских наук в Санкт- Петербургскую духовную академию. Здесь развернулись его недюжинные способности, его необычайная трудоспособность, дисциплинированность.

«За отличие в проповедовании слова Божия» Филарет был возведен в сан архимандрита.

В марте 1812 года был назначен ректором Санкт – Петербургской академии и профессором богословских наук. В академии у него царил образцовый порядок, что служило примером и для других академий. Он заново переработал устав академии, а также устав для духовных семинарий, уездных и приходских училищ, выполнив эту гигантскую работу всего за шесть недель. По его словам, он никогда так много не работал.

Митрополит Филарет по праву считается основоположником русской библейской науки. Именно он организовал перевод Библии на русский язык.

Духовное состояние русского общества в александровскую эпоху было тревожным. С одной стороны, бедствия, пережитые Россией в Отечественную войну, углубили религиозные настроения. Но с другой стороны, в своих духовных исканиях люди, отставшие от основных начал русской жизни, нередко обращались не к вере своих предков, а к книгам западных богословов и мистиков.

Архимандрит Филарет видел заблуждения своих современников, но не верил в пользу и надежность суровых запретительных мер, не торопился вязать и осуждать. От заблуждения он всегда отличал человека заблуждающегося, и с доброжелательством относился он ко всякому искреннему движению человеческой души. В самих мистических мечтаниях он чувствовал подлинную духовную жажду, духовное беспокойство, которое потому только толкало на незаконные пути, что «недовольно был устроен путь законный...»

Вот почему он принял горячее участие в деле перевода Библии на русский язык.

В 1814 году архимандрит Филарет, ректор Санкт – Петербургской духовной академии стал первым действительным доктором богословия в России.

Летом 1815 года он инспектировал Московскую духовную академию и семь семинарий: Новгородскую, Тверскую, Владимирскую, Ярославскую, Костромскую, Спасо – Вифанскую и Московскую.

В августе 1817 года в Троицком соборе Санкт – Петербурга архимандрит Филарет был хиротонисан[1] во епископа Ревельского.[2] С 1810 по 1817 годы он разработал почти полный курс богословских и церковно-исторических наук, читавшихся в академии. Святитель Филарет первым в Петербургской академии начал читать лекции на русском языке.

В марте 1819 года был возведен в сан архиепископа с переводом в Тверскую епархию и с назначением члена Святейшего Синода.

26 сентября 1820 года святитель был переведен в Ярославль, где пробыл около года.

В 1821 Промысл Божий судил архиепископу Филарету занять кафедру первосвятителей Московских.

В мае 1823 года был напечатан его «Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви». Книга расходилась нарасхват, и уже до исхода 1823 года понадобилось выпустить второе издание. «Катехизис» был переведен на греческий, английский и другие языки.

В 1832 году митрополит Филарет, по поручению Синода, составил «Сказание об обретении честных мощей иже во святых отца нашего Митрофана, первого епископа Воронежского, и благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях».

Особую заслугу митрополит Филарет проявлял о людях, насильственно отторгнутых или по заблуждению самовольно отделившихся от Православия. Он принял деятельное участие в воссоединении униатов с Православной Церковью. Святитель был введен в состав комитета по униатским делам и составил записку, которая послужила руководством для проведения подготовительных мер к воссоединению.

Непреходящей печалью святителя был старообрядческий раскол, расторгший духовное, религиозное единство русского народа. В стремлении к уврачеванию печального разделения он в 1834 году составил «Беседы к глаголемому старообрядцу». Эта книга митрополита Филарета, его многочисленные записки по старообрядческому вопросу, его миссионерские усилия не остались без благих плодов. В 1865 году под влиянием его увещаний к Православной Церкви на условиях единоверия присоединились епископы Белокриницкого согласия: Браиловский Онуфрий, Коломенский Пафнутий, Тульский Сергий и Тульчинский Иустин.

Святитель не оставался безучастным и к судьбе западного христианского мира. О духовном состоянии инославных церквей он судил с мудрой осторожностью и взвешенностью, с непоколебимой верой в истину Православия и христианской любовью.

Его биограф так передает слова, сказанные им незадолго до кончины: «Всякий во имя Троицы крещеный есть христианин, к какому бы он ни принадлежал исповеданию. Истинная вера одна – Православная; но и все христианские верования – по долготерпению Вседержителя – держатся. Евангелие везде у всех одно; да не всеми одинаково понимается и изъясняется. Заблуждения отпавших от Вселенской Церкви – не упрек от рождения воспитанным в том или другом исповедании. Простые души – в простоте и веруют по учению, им заповеданному, не смущаясь религиозными прениями, для них недоступными. За них ответ дадут Богу их духовные руководители. Ученые богословы встречаются во всех христианских народах, и благочестивые люди бывали и будут как в Греко-кафолической, Православной Церкви, так и в Римско-католической. Истинная веротерпимость не ожесточается средостением, разделяющим христиан, а скорбит о заблуждающихся и молится «о соединении всех».

Великий архипастырь, столп Русской Церкви, митрополит Филарет был еще и одним из столпов Российского государства. К его опытности и мудрости прислушивались императоры и великие князья, министры и сенаторы, губернаторы и генералы. Ни одно из важных политических событий не оставляло его равнодушным.

Имя митрополита Филарета тесно связано с реформой 1861 года – освобождением помещичьих крестьян от крепостной зависимости. Именно на него пал выбор, когда понадобилось составить обращение царя к народу – «Манифест». Написанный святителем «Манифест» был обнародован 19 февраля, послужив умиротворению крестьян, возбужденных ожиданием больших перемен.

***

При всем своем законопослушании и готовности повиноваться самодержцу, святитель отказывался исполнять царские повеления, когда они противоречили его христианской совести. В 1829 году Николай I в память об Отечественной войне приказал воздвигнуть в Москве Триумфальные ворота. Митрополит Филарет совершил молебен на основание памятника. Когда же ворота были сооружены и Государь пожелал, чтобы Московский архипастырь освятил их, бесстрашный святитель отказался сделать это, заявив, что «служителю Бога истинного невозможно освящать и окроплять святой водой изваяния, представляющие языческие лжебожества». Императору доложили об отказе митрополита и передали его слова, Николай I не без иронии заметил: «Я не Петр Великий, он не Митрофан». Народ, однако, увидел в этом поступке архипастыря повторение исповеднического подвига святителя Митрофана Воронежского.

Почти полвека митрополит Филарет управлял Московской епархией. Узы обоюдной христианской любви между архипастырем и паствой особенно укрепились после холеры, обрушившейся на Москву в 1830 году. Не сомневаясь в пользе медицинских средств, митрополит Филарет, однако, больше, чем на земных врачей, полагался на молитву и милосердие Небесного Врача душ и телес. Он распорядился совершать крестные ходы с молебным пением. В Кремле сам митрополит вместе с братией Чудова монастыря под открытым небом на коленях молился о прекращении моровой язвы.

На закате земной жизни святителя больше, чем повальный мор, тревожила другая народная беда – повсеместное распространение пьянства.

Любимым детищем святителя был Гефсиманский скит, устроенный в 1844 году по почину наместника Лавры архимандрита Антония. При освящении скитского храма митрополит Филарет облачился в ризу преподобного Сергия. Святитель так полюбил Гефсиманию, что она казалась ему раем земным, лучшей обителью на свете.

Высокие иноческие подвиги современников, проявления святости вызывали у митрополита Филарета глубокий интерес и благоговение. Он был почитателем преподобного Серафима, об удивительном житии которого чаще всего узнавал из бесед с архимандритом Антонием, высоко ценил он духовную мудрость Саровского старца. «Прекрасен совет отца Серафима, – писал он, – не бранить за порок, а только показывать его срам и последствия. Молитвы старца да помогут нам научиться исполнению».

За время своего служения Филарет имел множество наград: в 1825 году ему пожалован бриллиантовый крест для ношения на клобуке; в 1828 году ему объявлена высочайшая благодарность за составление Краткой Священной истории; в апреле 1831 года был награжден орденом святого Андрея Первозванного, в январе 1854 года объявлена высочайшая благодарность и благодарность Святого Синода за приношение от Свято – Троицкой лавры и Чудова монастыря 50 000 рублей за обращение Рогожских раскольников; в марте 1855 года получил благодарность от Императора за пожертвование 110 600 рублей на военные надобности от Московской епархии; в октябре 1862 года получил благодарность за пожертвование 10 100 рублей от духовенства Московской епархии в пользу пострадавших от пожара жителей Санкт – Петербурга; в августе 1867 года в день 50 – летия служения в епископском сане доставлено право ношения креста на митре и двух панагий на персях.

Святитель Филарет был поистине великим мужем Христовой Церкви. Почти полвека Филарет управлял Московской епархией и это время было самым блестящим периодом не только в истории епархии, но и в истории Русской Церкви. Управление Филарета епархией было образцовым: строго основываясь на канонических устоях Церкви, оно вместе стем вполне соответствовало и потребностям времени. Таким же образцовым администратором он был и в сфере более широкого церковного управления. Ни одного сколько – нибудь важного дела в Святейшем Синоде не решали без его присутствия. И Филарет решал самые запутанные, трудные дела.

Вся эта неутомимая деятельность сочеталась в нем с подвижнической жизнью, делала его истинным святителем.

С постом и неустанными молитвами Филарет постоянно жаждал соединять уединение и отшельничество и не скрывал этого.

Принимая во внимание эту святую жизнь великого архипастыря, его многолетнюю деятельность на благо Церкви и государства, его личные заслуги, Император в день 50- летнего служения наградил Митрополита Филарета Высочайшим рескриптом. В нем отмечались его глубокий, сильный ум, его необыкновенная проницательность, мудрость, его замечательные административные способности, твердость воли.

За два дня до исхода святитель почувствовал себя бодрее обыкновенного и сам разгадал причину внезапно наступившего улучшения: «Перед кончиной, – сказал он, – старые люди всегда чувствуют себя свежее и легче». 19 ноября 1867 года, в воскресенье, митрополит Филарет совершил Литургию в Троицком подворье. После службы принимал посетителей. Проводив гостей, архипастырь перешел в кабинет заниматься делами. Келейнику, который несколько часов спустя пригласил его обедать, он сказал: «Погоди немного. Я позвоню». Но звонка не последовало. Тогда обеспокоенный келейник вошел в кабинет. Митрополита там не оказалось. Из кабинета он поспешил в боковую комнату – и там увидел архипастыря на коленях около умывальника.

Святитель был бездыханен. Умыв лицо свое, он испустил дух.

После кончины святителя все сразу почувствовали невосполнимую пустоту. В Москву и Петербург поступали телеграммы с выражением глубокого соболезнования сострадания.

Отпевание Московского архипастыря совершилось 25 ноября в трапезной церкви Чудова монастыря. Мощи святителя Филарета покоятся в Троице-Сергиевой Лавре, вместе с мощами святителя Иннокентия Московского.

Великий молитвенник и постник, святитель Филарет подвигом всей жизни стяжал благодатные дары Святого Духа, которые являлись через него людям.

В одном дворянском семействе брат и сестра не сходились во мнении о митрополите Филарете. Сестра почитала его за прозорливца, а брат высказывался о нем скептически. Однажды брат вознамерился обманом испытать его прозорливость. Он переоделся в бедное платье и отправился на Троицкое подворье. Митрополиту он сказал, что его постигло несчастье – сгорела усадьба – и попросил о помощи. Святитель вынес ему деньги со словами: «Вот вам на погоревшее имение». Вернувшись домой, он с похвальбой рассказал сестре об обмане, чем огорчил ее. А на другой день из его деревни пришло известие о пожаре. Пораженный этим событием, погорелец отправился на Троицкое подворье просить прощения у святителя.

Еще при земной жизни митрополита Филарета многие из болящих и отчаявшихся в помощи врачей искали чрез него, чрез его благословение и молитву всесильной помощи от Бога.

Дочь одного московского диакона была при смерти. Несчастный отец, отправляясь в церковь, где должен был сослужить митрополиту Филарету, простился с ней, не надеясь уже застать ее в живых. Перед Литургией диакон попросил святителя помолиться об умирающей дочери. Святитель сказал: «Мы вместе с тобой помолимся», – и вынул за нее часть просфоры. «Не унывай, Господь милосерд», – промолвил он, благословляя диакона по совершении Литургии. Дома диакон, к великому изумлению и несказанной радости, застал дочь вне опасности. Вскоре она совершенно выздоровела.

У московского купца случилось воспаление в руке и врачи решили отнять ее. Накануне операции к жене больного пришла знакомая старообрядка. Узнав о тяжелом состоянии купца, она с насмешкой сказала: «Почему же вы не обратитесь к вашему митрополиту, ведь вы почитаете его за святого». Злую издевку жена купца приняла за вразумление и тотчас отправилась к святителю просить его помолиться о тяжко страждущем муже. Митрополит Филарет, выслушав просьбу, вызвал к себе их приходского священника и велел ему причастить больного и 40 дней поминать его о здравии за Литургией. Вечером того же дня больной увидел во сне митрополита, благословляющего его. На другой день, после того, как купец причастился, к нему приехали доктора делать операцию, но с немалым удивлением они увидели решительную перемену в состоянии больного, и нужда в операции отпала.

Один крестьянин по пути в Москву сбился с дороги и, не находя ее по случаю сильной метели, в изнеможении упал. Но вот он видит приближающуюся к нему тень и, полагая, что это какой-нибудь зверь хочет его растерзать, он начинает молить Бога о прощении грехов своих и призывает на помощь всех святых. По приближении тени он видит старца небольшого роста в черной рясе и шапочке, который спрашивает его: «Кто ты и откуда?» И когда крестьянин объяснил ему все подробно, старец берет его за руку, говоря: «Что ты так упал духом, встань, я доведу тебя до селения». Крестьянин, чувствуя, что его силы обновились, встал, и они вдвоем легко дошли до селения. Дошедши старец и говорит: «Оставайся, Господь с тобою, теперь ты вне опасности». Крестьянин со слезами благодарности, упав на колени, спрашивает: за кого он должен молиться. Старец говорит. «Молись за Филарета Московского», и с этими словами стал невидим.

Долго потом ходил этот человек в Москве по разным монастырям, стараясь отыскать своего избавителя и, хотя находил монашествующих этого имени, но не узнавал в них своего помощника. Прожив в Москве несколько дней, он уже собрался в обратный путь. Проходя мимо Никольских ворот Кремля, он встречается с неизвестным купцом, который, видя его печальным и полагая, что он нуждается в пособии, намеревался подать ему милостыню, но тот не принял ее. На вопрос незнакомца о причине его скорби он рассказал о случившемся. Выслушав его рассказ, незнакомец говорит: «Вероятно, тебя спас наш митрополит», и указал ему дорогу на Троицкое подворье, куда крестьянин отправился немедленно и пришел в то самое время, когда владыка, возвратясь из Синодальной конторы, выходил из кареты. Крестьянин тотчас узнал его и, кинувшись на колени, воскликнул: «Вот мой избавитель!» Владыка велел ему замолчать и следовать за собою в комнаты, где крестьянин рассказал ему все подробно. Выслушав его, Владыка сказал: «Не приписывай этого мне, но молись преподобному Сергию – это он тебя сохранил». При этом Владыка дал ему образок преподобного Сергия.

Память святителю Филарету, канонизированному в 1994 году, совершается 19 ноября – в день блаженной кончины.

Велик был Московский святитель и как хранитель Православия и как пастырь и благодетель бедных вдов и сирот и как государственный муж, и как строгий инок.

Митрополит Филарет был истинный монах, строгий подвижник. Никто не знал, когда он отдыхал. Его келейник, уходя от него поздним вечером и приходя ранним утром, уже заставал его за занятиями.

Православный люд чтил святителя Филарета как теплого молитвенника. Еще при его жизни все приходившие к нему и просившие его святых молитв получали исцеления.

Погребен Филарет был в приделе праведного Филарета Милостивого в Свято – Духовской церкви.

В 30 -х годах ХХ века при богоборческой власти честные останки Филарета подверглись поруганию – при прокладке теплосети были сброшены в общую яму с останками святого митрополита Иннокентия (Вениаминова). При раскопках в октябре 1994 года они были извлечены и идентифицированы.

На архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 декабря 1994 года святитель Филарет был причислен к лику святых. Мощи святителя Филарета первоначально были перенесены в Трапезный храм во имя преподобного Сергия, а затем в Успенский собор Троице – Сергиевской Лавры.

9 июня 2004 года мощи святителя Филарета были перенесены в Москву в кафедральный соборный храм Христа Спасителя.

[1] Хиротония- рукоположение, при совершении которого кандидат посвящается в духовный сан.

[2] Ревель – ныне город Таллинн.