Лучшая экипировка для эндуро – подобранная индивидуально по параметрам конкретного райдера. Поговорим о составляющих защитной экипировки для бездорожья. Этот пост – ознакомительный, нацелен на новичков и тех, кто впервые задумался о приобретении персональной амуниции. Опытных райдеров приглашаем комментировать, делиться своими впечатлениями о представленных на рынке типах экипировки, что и как показывает себя на практике.
Эндуро и мотокросс экипировка: что выбрать?
Если вы только начали тренироваться в эндуро и решили приобрести персональный комплект экипировки, то скорее всего зададитесь вопросом: а что лучше – экипировка для кросса или эндуро? Требования к защите мотокроссмена более жесткие – там выше скорость, присутствуют амплитудные прыжки и пролеты; аналогичная высокая степень защиты требуется для эндуро PRO и мотофристайла. Если вы не планируете заходить дальше лайтовых покатух и класса «Hobby», упираться и разоряться на приобретение премиальных комплектов просто не имеет смысла. Защита должна удовлетворять вашему уровню катания.
Шлем кроссовый
Это спортивный вариант – с узнаваемым характерным козырьком, выдающейся подбородочной частью, без визора (прозрачного забрала). Его используют кроссмены, эндуристы, квадроциклисты, снегоходчики. Может встречаться эндуро шлем с небольшим козырьком и визором (защитным теклом) вместо очков, но он больше подойдет для туризма, а не интенсивных тренировок. Такой закрытый шлем хуже вентилируется, есть большая вероятность, что стекло визора запотеет. Airoh, Ataki, Just1 – это бренды, которые мы выбрали для комплектации наших запасов экипировки. Они комфортные, надежные, прекрасно зарекомендовали себя на практике.
При выборе шлема важно не только соблюсти размер по окружности головы. Модели от разных производителей имеют отличия во внутренней формовке, потому важна непосредственная примерка. Шлем должен быть строго по размеру и соответствовать форме головы, тогда райдеру максимально комфортно.
Важно: шлем должен иметь сертификацию – даже, если это бюджетный китайский вариант. О виде сертификата говорит специальный ярлычок/наклейка: ECE, DOT, Snell, SHARP, FIM, JIS. Все сертификации охватывают диапазон в 300-400G, которые должен выдержать мотошлем.
- ECE 22.05/ECE 22.06 считается наиболее полной системой тестирования, применяется для шлемов выпускающихся и продающихся в Европе (47 стран). Шлемы получают сертификацию до выхода на рынок.
- DOT - американский стандарт безопасности для дорог общего пользования, сертификация проходит уже после выхода на рынок.
- Сертификация Snell - не обязательна, носит добровольный характер, но признается на международном уровне. Осуществляется Частной некоммерческой организацией Snell Memorial Foundation (SMF), разработавшей собственные стандарты безопасности.
- SHARP - британская система оценки, ранжируя параметры по своему рейтингу. SHARP проверяет уже сертифицированные шлемы. Британская система при входе в состав ЕС приняла действующие в Европе стандарты ECE 22.05.
- FIM – орган, тестирующий экипировку для MotoGP, Moto2 и Moto3.
- JIS – аббревиатура, означающая соответствие японским стандартам безопасности.
Шлем может иметь 2 сертификации, если ввозится для продажи из другой страны. Это сделано для соблюдения законодательства.
Защитная маска-очки
Заменяет спортсменам забрало-визор, защищает глаза от песка, веток, встречного потока воздуха. Плотно прилегая к лицу, не препятствует вентиляции шлема и дыханию райдера. Подбирается под конкретный шлем, примерку проводят совместно – шлем и маска. Приветствуются модели с максимальным углом обзора.
Есть летний и зимний вариант, второй отличается двойным стеклом. Можно приобрести второе стекло отдельно и вставлять при необходимости – так у вас получится всесезонный вариант. Маски Leatt – их выбирают опытные райдеры, катающие на постоянной основе.
Мы используем исключительно специализированные кроссовые маски-очки, специально сконструированные для занятий мотокроссом и эндуро. Такие маски также используют спортсмены-квадроциклисты и снегоходчики. У такой маски может быть разный тип визора: прозрачный, тонированный, с защитой от ультрафиолета. Есть бренды, предлагающие «продвинутые» стёкла с просветлением - в них все видится ярко и четко. Жёлтые стёкла - дождя, тумана или просто высокой облачности. Мы предлагаем универсальный вариант с прозрачными стеклами. Для проката его достаточно – гостям комфортно, безопасно для глаз.
Иногда в прокатах можно встретить маски с тонированными визорами. Однако, если это дешевый китайский «no name» есть серьезный риск, что стекла будут сильно искажать восприятие пространства и удаленности объектов. Это чревато падениями и травмами.
Можно ли использовать маску, если носишь коррекционные очки? Тут однозначный ответ дать сложно. На форумах можно прочитать, что «любая маска scott с пометкой OTG одевается с очками», но это, как всегда, не точно. Есть люди, которым это удобно, другие выбирают маски с вставками под коррекционные линзы (опыт описывают как положительный, так и откровенно отрицательный). Американцы изготавливающие визоры с диоптриями под заказ на оправу scott 89 серии. Ориентировочная стоимость от $200, нужен рецепт конкретного международного образца, ожидание примерно месяц… Но не факт, что в итоге вам будет удобно пользоваться такой маской – все очень индивидуально.
Панцирь
В отличие от «черепахи», закрывающей одномоментно корпус, плечи и руки, панцирь ориентирован только на защиту корпуса. В случае внедорожного эндуро единая защита верхней части тела будет сковывать движения, это неудобно. Панцирь, дополненный отдельными налокотниками и поясничным поясом на практике более комфортный, в нем проще двигаться. «Черепаха» хороша на дорогах общего пользования и грунтовках, когда вы катаете на турэре.
При выборе панциря важно, чтобы его центральная часть была монолитной – никаких молний или застежек в зоне солнечного сплетения быть не должно.
Мотошорты
Эта экипировка защищает бедра и копчик во время падений. В эндуро нередки падения на бок, и удар бедром или тазовой костью ощущается очень неприятно. Не обязательно приобретать шорты с усиленной защитой копчика, это больше нужно сноубордистам и в других зимних видах спорта. Достаточно будет качественной защиты бедра и минимальной для копчика и крестца.
Защита бедер присутствует в некоторых моделях мотоштанов, но мне больше нравится именно вариант с шортами, как наиболее удобный в эксплуатации. На наш взгляд лучше всего себя показали мотошорты Leatt.
Наколенники
Я рекомендую шарнирные модели наколенников для эндуро. Тут нужно быть внимательным. Есть наколенники-накладки для минимальной защиты. Есть «псевдошарнирные» варианты, где шарнир выполнен из пластика – типа моделей бренда THOR. Приобретать их на постоянную основу не стоит, должной защиты они не обеспечат. Качественные шарнирные наколенники стоят от 30000 рублей за пару. Все, что дешевле, полноценной защиты не гарантирует. Рекомендуем к приобретению шарнирные мото наколенники Mobius. Они хорошо садятся на сустав, надежно защищают, оптимальны по соотношению цены и качества. Из всего, что предлагается на рынке, пока это лучшее, что можно рекомендовать для эндуро.
Мы не рекомендуем разоряться на так называемые кастомные наколенники, производимые разными умельцами «за бешеные бабки». На практике такие «колени» доставляют больше дискомфорта, чем защищают.
Мотоботы
Это защита стопы, голеностопа и голени. Здесь также должны присутствовать шарниры (а не пластиковая имитация). Начинающим райдерам рекомендую мотоботы FORMA TERRAIN TX. Они доступны по цене и при этом имеют достаточный запас прочности для длительного использования.
GAERNE SG10, SG12; Sidi – более дорогостоящий вариант мотобот с высоким уровнем защиты. Мотоботы Alpinestars Tech 7 также подойдут для занятий эндуро. Другие модели линейки Альпинстаров больше нацелены на мотокросс и мотофристайл, там очень высокий уровень защиты, рассчитанный на условия тотального экстрима.
При выборе мотобот должно быть наличие:
- усиленного, металлического мыска – для защиты от удара пальцев ног;
- агрессивные протекторы на подошве для эндуро (для мотокросса подошва более плоская, протекторы не выражены).
Агрессивные протекторы предназначены для скользких грунтов и подъемов, чтобы было максимальное сцепление стопы с поверхностью.
Перчатки
Есть стереотип, что перчатки должны иметь встроенную защиту суставов и прочие накладки. На практике руки при падении, а также от веток и летящего щебня прекрасно защищают установленные на руль гарды. Потому для рук райдера достаточно просто тканевых перчаток, которые бы поддерживали нормальную температуру, отводили пот от ладоней и содействовали сцеплению с грипсами на ручках руля. Перчатки с наворочанной защитой хороши на асфальтовом покрытии, а в эндуро они будут больше мешать.
Джерси и штаны
Тут райдер волен выбирать все, что понравится по размеру и дизайну. Единственное замечание, не надо брать для эндуро вещи топовых линеек. Классно дышащая тонкая ткань с супервентиляцией – это здорово, но она лучше работает на кроссменах, катающих на отдельной трассе. Эндурист, пару раз угодивший в кусты, часто возвращается с вырванными клочьями. Джерси и штаны нередко отправляются в утиль уже после первого проката. Латать такие вещи бесполезно.
Новичку рекомендую джерси и штаны из плотного материала. У SCOTT и Alpinestars есть подходящие коллекции с моделями более устойчивыми к разрывам. FOX для эндуро не подходит – штаны и джерси рвутся на раз. На лето рекомендуем запастись дешевыми велосипедными штанами, которые в избытке предлагают на AliExpress и аналоговых площадках. Такие вещи – расходный материал, их не жалко выбросить в случае порчи.
Если меряете мотоштаны в салоне, попросите дать шарнирные брейсы. На практике часто штаны не налезают под шарнирные наколенники. Так же с учетом того, что на вас будут дополнительно мотошорты, штаны нужно выбирать на размер больше вашего собственного.
Рекомендую выбирать комплекты в 2-3 цвета, максимум 4. «Попугаистые» расцветки с большим количеством оттенков выглядят странно.
Термобелье и носки
В любой сезон под экипировку надеваем термобелье. Оно поможет отвести пот, защитит от натирания твердыми элементами экипировки, поможет поддержать оптимальный температурный режим. Есть летнее, зимнее – ориентируйтесь на интересующий сезон. Это одна из важнейших составляющих экипировки в эндуро, поэтому экономить на нем нельзя.Термобелье – универсально. Приобретая комплект единожды, вы можете его использовать и для других активностей.
Рекомендую такие бренды термобелья как X-Bionic, Hyperlook. Из демократичных марок отметим качественные комплекты термобелья Brubeck (Брубек). Не экономьте, так как от него зависит минимум 50% вашего комфорта и здоровья на эндуро тренировке.
Наспех приобретенные в спортивных гипермаркетах дешевые комплекты термобелья на практике не справляются со своей задачей. В результате райдер катает взопревшим, либо быстро замерзает. Этого допускать нельзя.
Лучше всего выбирать высокие носки, чтобы не стереть ноги мотоботами. Если на улице сыро, рекомендуем приобрести гидроноски для гидрокостюма. Единственное, в мотоботах придется сменить стельку на более тонкую, чтобы не растянуть обувь. Гидроноски защитят вас от протекания, если застрянете в луже или неглубоком ручье.