Найти тему
ЭКСПЕРТ-УРАЛ

Как поддержать среду для творчества: опыт Свердловской области

Фото пресс-службы СОФПП
Фото пресс-службы СОФПП

Поддержка креативных индустрий в Свердловской области по решению главы региона Евгения Куйвашева, направленная на формирование среды для творческого предпринимательства, уже дает результаты

Многие страны в последние годы активно занимаются поддержкой креативных индустрий, потому что власти увидели в этом секторе потенциал роста экономики. И Россия не исключение. Росстат оценивает долю креативных индустрий в ВВП России в 3,5%, а правительство РФ ставит целью нарастить этот показатель до 6% к 2030 году.

И такой подход обоснован, ведь креативная экономика, в отличие от сырьевой, строится на совершенно ином фундаменте, она в наибольшей степени зависит от интеллектуального потенциала, а не от внешней среды. Здесь главный капитал — человек и его интеллектуальные способности. А государство стремится выстроить независимую модель экономики. В этом и заключается привлекательность креативного сектора.

Поддержка творчества

Реализация этой задачи возможна только при появлении эффективных механизмов на регио­нальном уровне. При этом представителям творческих индустрий недостаточно универсальных инструментов поддержки.

В креативной экономике приходится одновременно развивать много малых и средних бизнесов, а они все разные. К примеру, ограничения роста киностудии принципиально отличаются от проблем мастерской моды и дизайна. Неслучайно креативные индустрии называют во множественном числе.

Многие регионы попытались в первую очередь выстроить финансовые меры поддержки. Но у творческих предпринимателей — другой запрос. Прежде чем финансировать идею, нужно создать среду для творчества.

С этого тезиса и началось развитие креативной экономики в Свердловской области. Опорной структурой развития креативных индустрий был выбран Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП), имеющий опыт в поддержке бизнеса более 20 лет.

Неслучайно Свердловская область стала пилотным регионом для реализации Регионального стандарта развития креативных индустрий, разработанного Агентством стратегических инициатив (АСИ). В основе стандарта — 12 последовательных шагов для ускорения развития сферы креативных индустрий в регионах. Средний Урал выбран пилотной площадкой, поскольку большая часть мер поддержки креативного сектора здесь реализуется с опережением.

Регион по многим направлениям уже наработал передовой опыт. Центром объединения местного комьюнити в Свердловской области стал креативный кластер «Домна», открытый два года назад. Проект направлен на развитие креативных индустрий через проведение мероприятий, обучающих программ, размещение на площадке представителей креативных направлений, предоставление площадки под события, поддержку через стандартные инструменты фонда. Проект создания креативного кластера «Домна» реализован при поддержке губернатора Свердловской области и администрации Екатеринбурга, его оператором является СОФПП.

Креативный подход

СОФПП сразу же начал устранять один из ключевых барьеров креативных индустрий — сложности продвижения, эта задача реализуется через организацию различных мероприятий — фестивалей, показов мод и так далее.

К примеру, в марте этого года в «Домне» состоялся показ новых спортивных коллекций семи региональных брендов. В апреле в кампусе УрФУ прошел Уральский медиа-форум, это мероприятие направлено на повышение профессиональной компетенции в сфере массовой коммуникации. В сентябре — октябре 2024 года запланировано проведение второго специализированного фестиваля «Креативный Екатеринбург» — фестиваля «прокачки» творческого бизнеса.

Ключевым же мероприятием этого года является международный проект по развитию местных дизайнеров U’FASHION (UF). Проект реализуется по инициативе правительства Свердловской области, его цель — популяризация российских дизайнеров, содействие их выходу на новые рынки, формирование имиджа Свердловской области как центра моды и дизайна. Это мероприятие реализуется в рамках регионального стандарта развития креативных индустрий Агентства стратегических инициатив.

Проект состоит из нескольких направлений. Во-первых, создается портал с информацией о дизайнерах одежды, обуви и аксессуаров из Свердловской области, в дальнейшем будет сформирована собственная электронная торговая площадка. Второе направление — выпуск глянцевого журнала о местных производителях, журнал планируется представить на Петербургском международном экономическом форуме, а в дальнейшем распространять в бизнес-залах аэропортов, отелях, ресторанах, на различных выставках и мероприятиях.

-2

Кульминацией проекта станет проведение Международной недели моды UF LAB с 19 по 23 августа. В рамках Недели моды будет презентован информационный ресурс — каталог местных дизайнеров.

Кроме того, в рамках Недели моды пройдут показы от местных, федеральных и международных брендов одежды.

Деловая программа ориентирована на расширение круга бизнес-партнерств: для этого будет организована биржа контактов с представителями индустрии моды из Турции, Китая и Узбекистана.

И наконец, в рамках проекта состоится Всероссийский конкурс дизайнеров, финалисты которого примут участие в показах на Неделе моды. По словам директора СОФПП Валерия Пиличева, победители получат денежные призы, подарки от партнеров и возможность представить свои коллекции международному fashion-сообществу: «24 августа лучшие участники продемонстрируют изделия на большом модном показе, закрывающем Неделю моды. Десять участников конкурса получат денежный приз на сумму до 300 тыс. рублей. Призовой фонд конкурса составляет 2,2 млн рублей».

Просвещение и общение

Одним из барьеров развития любого бизнеса, в том числе и творческого, является также недостаток знаний. Поэтому СОФПП регулярно проводит обучающие мероприятия. По словам Валерия Пиличева, консультации компетентных специалистов пользуются большим спросом у представителей креативной экономики: «При выборе обучающих программ мы ориентируемся на наиболее актуальные запросы: создание сайтов, приложений, систем онлайн-продвижения».

Сегодня ключевым трендом в экономике считается использование цифровых технологий. В этом году СОФПП проводит ряд образовательных мероприятий на самые актуальные и востребованные темы — работа с искусственным интеллектом, выход на маркетплейсы, продвижение в социальных сетях, подключение к чат-ботам и так далее. При организации всех мероприятий фонд стремится привлекать сильных экспертов регионального и федерального уровней.

Площадка кластера стала также местом диалога представителей креативной экономики и региональных властей. В апреле 2024 года, к примеру, по инициативе СОФПП прошел круглый стол о перспективах развития предприятий модной индустрии. Представители институтов поддержки, производители тканей и фурнитуры, дизайнеры, специалисты в сфере продвижения искали механизмы снятия ограничений развития отрасли.

В ходе дискуссии участники пришли к выводу, что один из путей роста отрасли связан с раскрытием экспортного потенциала. По наблюдению Валерия Пиличева, за рубежом растет спрос на товары свердловских брендов: «Особенно востребованы изделия на азиатских рынках. Нужно только помочь нашим компаниям, и для этого у нас есть и инструменты, и опыт. В ходе встречи мы оценили потребности бизнеса и договорились об организации коммуникаций с байерами из других государств и поставщиками тканей. У представителей отрасли большой интерес к кооперации с компаниями Турции, Китая, ОАЭ», — отмечает Валерий Пиличев.

Еще одним ограничением практически любого вида предпринимательской деятельности является организация продаж. И на этот аспект в Свердловской области тоже обратили внимание.  На базе креативного кластера «Домна» создан оффлайн-магазин ремесленных товаров и онлайн-маркетплейс, где представлено более 200 брендов местных производителей.

На регулярной основе в Екатеринбурге и городах области проводятся ярмарки, где креативные предприниматели могут выставлять свою продукцию.

Одной из востребованных мер поддержки местных дизайнеров и производителей стали партнерские проекты СОФПП с крупнейшими торговыми центрами Екатеринбурга. В 2020 — 2023 годах начинающие дизайнеры получили возможность размещения своей продукции в специализированных мультибрендовых бутиках на льготных условиях.  Сейчас торговые центры уже самостоятельно создают площадки, объединяющие продукцию местных брендов.

Креативная экономика от обычной отличается большим количеством коммуникаций: чем больше общения между ее представителями, тем выше эффект. На территории Свердловской области помимо «Домны» функционируют еще несколько креативных кластеров: «Л52» (филиал Музея истории Екатеринбурга), «Центр города» (проект команды Фонда городских инициатив), кластеры в поселке Черноисточинск («В Черной»), городе Сысерти («Лето на Заводе»), Нижнем Тагиле ( «Самородок»), Арамиле («Нити х Нити»). СОФПП становится организатором работы с креативными сообществами — это тоже важная часть формирования креативной экономики.

Есть в наборе мер поддержки фонда и финансовые инструменты. Творческие команды могут воспользоваться льготными займами, поручительствами перед банками, которые предоставляет СОФПП.

Работа над механизмами развития креативной индустрии продолжается. Для повышения их эффективности предстоит провести аудит отрасли и анализ влияния креативного сектора на развитие экономики региона. По словам министра инвестиций и развития Свердловской области Вадима Третьякова, это исследование станет основой стратегии развития креативного предпринимательства в регионе до 2030 года.

Автор: Ирина Перечнева

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц