Найти тему

Какие бывают утопии и Pathologic 2

Город на Горхоне
Город на Горхоне

Поговорим об утопиях, их видах и сложном существовании, как нарратива. Идеальным примером для разбора станет Pathologic 2 от питерской студии Ice-Pick Lodge, игра в которой представлены сразу несколько их видов.

(Осторожно, спойлеры)

Для начала вспомним определение понятия утопия.
Утопия - это воображаемое место, общество или организация идеальные в своем существовании. Название появилось в литературе после выхода книги Томаса Мора «Утопия». Но сами произведения о волшебных островах блаженных или о странах с идеальным социальным устройством писали и ранее. Например, сюда относят «Государство» Платона, но это все литература.

Историк Ежи Шацкий в книге «Утопия и традиция» дает их классификацию в зависимости от заданных условий: место, время, эксперимент, общество и т.д. Миф о «золотом веке», город, где жизнь устроена справедливо или некое мистическое братство все вписывается в эти понятия. Здесь отмечу важную особенность конструирования идеального мира: утопия может быть только частью произведения. Если утопии у Томаса Мора посвящена вся книга, то в других произведениях идея об идеальном мире только высказывается персонажем.

В массовой культуре самым частым утопическим нарративом стали антиутопии. Для авторов удобный способ показать, что прекрасная мечта на самом деле упадок или ад. Для читателя или зрителя это возможность получить дозу мрачной эстетики и философских размышлений. А как же остальные виды историй об идеале? Сейчас расскажу. Переходим к игре Pathologic 2

Первая часть игры называлась «Мор (Утопия)», но потом слово в скобочках авторы решили убрать. Что само по себе любопытная тема, но в статье речь пойдет только о второй части игры. Все действия разворачиваются в безымянном городе на реке Горхон где-то в степи. В этот город и приезжает главный герой, врач-гаруспик Артемий Барах. От его действий будет зависеть, как развернутся утопические нарративы.

Башня Многогранник
Башня Многогранник


Утопия эксперимента

Вся игра один большой эксперимент для режиссера театра Марка Бессмертника. Для него Артемий актер. Марк в самом начале игры объявляет гаруспику, что хочет вынести постановку на улицы. И что времени для игрока достаточно и все условия удачные. Бурах может с ним поспорить, сказать, что условия невыносимые. Но режиссёру эти жалобы будут не интересны.

К слову, если выбрать в диалоге с ним вариант «мне бы занять ваше место», главный герой станет трагиком, очередным безликим актером, что еще раз подчеркнет, что спектакль всего лишь эксперимент. Правда, максимально правдоподобный.

И спор с Бессмертником буквально иллюстрация важной особенности утопий: для одного человека воплощенная фантазий станет раем, для другого материализованным кошмаром. Как в «Городе солнца» Томма́зо Кампане́лла (XVII век) или в «Государстве» Платона. Авторы искренне описывали, как надзиратели за внешним видом, отношениями и поведением людей создают счастливое общество. Но сомневаюсь, что вменяемые читатели захотят оказаться в этом «дивном» мире.

Утопия места

В старых книгах с упоением описываются счастливые острова, где нет трагедий и возможны чудеса. В игре нарративом утопии места становится безымянный город на реке Горхон. Он сам по себе чудо. Персонажи игры иногда говорят, что таких городов больше нет, или что он уникален. Точное его место положение максимально абстрактное. Степь ассоциируется с югом, но солдаты в конце игры между делом говорят, что их сначала отправили на Южный фронт, а потом вдруг сюда. Здесь живет племя степняков, которые сами себя зовут Укладом. И часть из них существа порожденные землей, травяные невесты и «черви». В городе есть Хозяйки, две женщины из влиятельных семей, способные творить чудеса. И все они существуют как единый организм, что подчеркивается, например, в квесте с фонарем-проектором, который просят починить дети. Или в репликах персонажей.

Но утопический нарратив места глубже разворачивается на игровой карте по горизонтали и вертикали. Башня Многогранник и пещеры Бойни две полярные точки, делят город на части и подчиняют окружающее пространство себе. Возле Многогранника возвышается Собор. Он не связан с религией, он буквально производит время. Огромные песочные часы запускаются, когда главный герой приезжает в город. Рядом Горны, дома семейства Каиных, главных архитекторов города и идейных вдохновителей строительства башни. И еще можно вспомнить утопистов, одну из фракций вместе со Смиренниками и Термитниками.

В игре про утопистов говорится так: «Внутри каждого из этих людей находится тугая пружина силы. Каждый из них может нарушить рутину человеческого существования и стать чем-то большим. Они стоят на пороге своей человечности, заглядывая в сферу, где они могли бы служить другой, высшей цели, даже не подозревая об этом. Более того, они обязаны совершить скачок — тем или иным способом».

Пещеры Бойни использовались для жертвоприношений Матери Земле. Религия в игре есть только у степняков, и они поклоняются Земле. Здесь приносились жертвы для нее, в огромный провал сливали кровь гигантских быков. Особый квест в Бойнях приведет героя к огромному сердцу Матери Земли. С ним еще и поговорить можно.

Вокруг Боен ритуальные или особые места, например Вороний камень и «старое место», заброшенное поселение степняков. Все эти места выполнены в гротескной «доисторической» стилистике, подчеркивая контраст между ровными линиями Многогранника и Собора.

Вертикаль карты выглядит как наложение двух объектов друг на друга. Старой, в виде быка, и города, построенного уже над ним. Старое буквально было замещено новым.

Важно, что ими никто не владеет из городских властей. Влад Ольгимский или Георгий Каин только говорят про них. Никакого управления, законов или любых бюрократических моментов просто нет. Это буквально физическое воплощение идей, которые над людьми. Даже над их создателями. Вот про дом гаруспика отдельный квест, надо идти сначала по властям, а потом к управляющему района что бы получить допуск в собственное жилье. Но Бойни открывает только старшина Оюн, важный человек в Укладе. На Многогранник пустят дети, но не их родители.

Утопия времени

Многогранник и Бойни еще и утопии времени. Башня воплощает мечты о будущем, другом, лучшем. Одним концом башня упирается в землю и только пытается дотянутся до другой стороны реки. Там, где и будет построен новый город без ошибок старого. Об этом в игре говорит архитектор Георгий Каин. Бойни тянут в прошлое. Они про возвращение золотого века, когда гигантские быки спокойно гуляли по степи и Укладу ничего не угрожало. В «Темном финале» все так и происходит, быки вернутся, город умрет от чумы.

Антиутопия

Конечно она здесь есть. Но она здесь не кошмарный или ужасный город, который только кажется уникальным и чудесным. Она появляется на контрасте, на гранях мечтаний. Земля живая, и после квеста в Бойнях игрок немного походит в огромных артериях и увидит сердце. Оно расположено под городом. Острый шип Многогранника пронзает землю, но если его выдернуть «земля истечет кровью». Две идеи убьют друг друга в концовке «Дневной финал». В город приедут военные, выстрелят из артиллерии в башню и снесут её. Но чума закончится, город выживет. И будет наоборот, если Многогранник останется стоять. Город умрет, вернутся быки и чудеса Уклада останутся жить. Правда все персонажи игры покинут свои дома.

Но слишком углубляться, выискивая антиутопия в драных стенах города не стоит. В игре буквально эстетика из 90-х, первая часть по горячим следам написана еще в 2004 году. Да и могло ли быть по другому.