Посещение Петропавловской крепости - обязательный пункт при туристической поездке в Питер. Ещё бы - это место, с которого начался город. А ещё каждый день в 12 часов отсюда раздаётся звук выстрела пушки. Его слышно во всей исторической части города. Когда-то это означало, что нужно прекратить работы и отправляться на обед. А сейчас - это просто традиция. Одна из многих, которые есть в этом прекрасном городе.
Санкт-Петербург, Питер - как правильно?
Кстати, а можно ли называть Санкт-Петербург не полным именем, а сокращённо - Питер... Нет ли в этом неуважения к городу? Я это название использую и отнюдь не из-за отсутствия должного почтения. И не из-за желания выдать себя за жительницу северной столицы. Просто я считаю, что такое короткое название имеет место быть и в соответствии с историческими реалиями, и для обогащения литературной речи. Возникло такое название ещё в 18-м веке в качестве сокращения от первого официального названия – Санкт-Питербурх. Его использовали и Д. И. Фонвизин ("Недоросль", 1764 г), и А. Н. Радищев ("Путешествие из Петербурга в Москву", 1779-1790), И. И. Лажечников ( "Ледяной дом", 1835), Менделеев, В.Даль и Герцен... Список можно продолжать и другими известными людьми, которых в необразованности и пренебрежении к городу упрекнуть трудно. Есть свидетельства, что в военные годы даже Иосиф Виссарионович называл осажденный город Питером.
Это как обращение к любимому ребёнку. У такого в семье всегда масса разных уменьшительно-ласкательных имён))
Заячий остров
Памятников этим длинноухим в Петропавловской крепости несколько, но вот имеют ли они отношение к названию острова? Как чаще всего бывает, происхождение названия этого острова из-за того, что на острове когда-то было много зайцев, - не единственная версия, хоть и самая напрашивающаяся.
В "Санкт-Петербургских ведомостях" была изложена иная версия возникновения названия, которая мне лично кажется более аргументированной:
«Заячий остров» не более чем путаница в переводе с финского на русский. Когда Петр I решил основать крепость на маленьком острове, его подручные услышали слово «янисаари», разделили топоним на «янис» (что перевели как «заяц» – jänis) и «остров» (saari). На самом же деле было это не jänis-saari, а jääninsaari (или jäänisaari) – «остров Ивана Купалы» (одно из наименований дня летнего солнцестояния в финно-угорских языках). Еще до прихода христианства на этом острове совершались языческие ритуалы...
Тюрьма Трубецкого бастиона
Но вернёмся в крепость. И сначала про моё главное разочарование - разочарование посещением тюрьмы Трубецкого бастиона. В начале 90-ых я была в казематах Петропавловской крепости там и впечатление осталось гнетущее - кирпичные нависающие своды, ощущение сырости и холода...Было не просто неуютно, а страшновато. Здесь же белёные своды, отремонтированные камеры (по крайней мере создаётся именно такое ощущение), аккуратные таблички у каждой камеры с информацией кто и когда здесь находился. Всё вроде как надо, но при этом полностью пропала подлинность и эмоциональность. В общем, ходить туда совсем не обязательно - сэкономите 200 руб. Именно столько стоит входной билет.
Петропавловский собор
Православный храм в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко.
Здесь впечатление было просто огромным.
Но лично для меня этот собор - это скорее про усыпальницу и памятник архитектуры, чем про религию. Надгробия венценосных особ в сочетании с рассказом об истории там погребённых - это очень интересно. И всё это в окружении красоты.
Сюда же перевезены останки Николая II и царской семьи. К личности этого царя я отношусь с очень глубоким уважением. Особенно после того, как побывала в Екатеринбурге и в Ганиной Яме. Там, где был окончен их путь.
В соборе мы послушали также многоголосое пение "а капелла" в исполнение монахов. И это тоже было очень здорово! Только мало(( Хотелось слушать ещё.
Памятник Петру I
Наверное, это самый необычный памятник великому российскому реформатору. Создал его скульптор Михаил Шемякин и передал в дар городу. Открыт был 7 июня 1991 г.
Автор памятника - личность неоднозначная.
Например, из художественной школы при Институте живописи им. И.Е. Репина Ленинградской Академии художеств он был исключен за несоответствие нормам соцреализма. С 1959 по 1971 год работал разнорабочим, потом 5 лет такелажником в Эрмитаже. Подвергался принудительному психиатрическому лечению, что в те годы было обычным делом для борьбы с диссидентами. В 1971 году власти выдворяют Шемякина из СССР. Он живет в Париже, а в 1981 году переезжает в Нью-Йорк. В 1989 году начинается возвращение творчества Шемякина в посткоммунистическую Россию – с первой, с момента высылки, выставки его работ.
(Информация с сайта "Центр Михаила Шемякина")
В работе над памятником использовалась прижизненная маска Петра I, исполненная скульптором Бартоломео Карло Растрелли в 1719 году. На боковой плоскости постамента написано: «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Карло Растрелли и от Русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке». А неоднозначность облика царя с непропорционально маленькой головой заставляет задуматься. Он воевал, двигал Россию вперёд, смотрел в будущее, но сколько же было им недовольных!.. И, на мой взгляд, чётко прослеживаются аналогии с тем, что происходит сейчас. То, что он был прав - показало время. И очень надеюсь, что через сколько-то лет ни у кого не останется сомнений в сегодняшней правоте России.
Такие вот мысли посещали меня в путешествии по жаркому, июньскому Заячьему острову образца 2024 года))